Лавров рассказал, зачем в Совбезе ООН право вето
Право вето в Совбезе ООН — одна из несущих опор, без которых ООН «пойдет вразнос», заявил глава МИД России Сергей Лавров 26 апреля на пресс-конференции после переговоров с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем.
Лавров заявил, что новые инициативы по реформе ООН не повлияют на право вето в СБ ООН. «Право вето никуда не денется, я вам могу это ответственно подтвердить, право вето — это одна из несущих опор ООН, без него организация пойдет вразнос», — подчеркнул дипломат.
Он пояснил, что именно это право закрепляет принцип единогласия, который позволяет избегать резких столкновений между великими державами — постоянными членами СБ.
Лавров отметил, что США открыто признают, что хотя сделать мир «однополярным на веки вечные». Объективно же мир многополярный, и СБ ООН «должен избавиться от своего главного дефекта — засилья одной группы стран». Дипломат предложил, чтобы в СБ ООН были представлены Азия, Африка, Латинская Америка.
Он также предложил, чтобы резолюции СБ ООН не принимались не только в случае применения права вето, но и когда 6–7 членов совета воздерживаются, поскольку «это тоже ведь случай, когда СБ расколот». Лавров подчеркнул, что в случаях, когда Россия применяет вето, она может «объяснить убедительно» свою позицию.
Напомним, 25 апреля Лавров заявил, что США пытаются обесценить право вето в СБ ООН, передав прерогативы СБ ООН в Генассамблею, где они «путем выкручивания рук, шантажа, угроз» добиваются вымученного большинства. Он заявил, что СБ ООН с правом вето — «последний островок международного права», без которого организацию постигла бы судьба Лиги Наций.