SZ (ФРГ): Крым уже получил от РФ больше, чем имел ранее при Украине
Взгляд на сегодняшнюю ситуацию в Крыму изнутри представил немецкий журналист Ульф Маудер (Ulf Mauder) 2 ноября на швабском интернет-портале Schwäbische Zeitung (Германия).
Основной целью поездки в «непризнанный» Крым Маудер изначально полагал попытку самостоятельно разобраться в ситуации вокруг крымско-татарского населения полуострова после его присоединения к России.
Собеседниками журналиста стали заместитель муфтия Крыма Айдар Измаилов и бывший лидер меджлиса (организация, деятельность которой запрещена в РФ) крымских татар Мустафа Джемилев.
С Айдаром Измаиловым Маудер встретился после посещения стройки новой мечети на окраине столицы Крыма — Симферополя. «Мы ждали этого 15 лет. Планируется закончить строительство в 2021 году», — заявил журналисту 42-летний заместитель муфтия. Будущий храм станет одной из крупнейших мечетей в Европе и сможет принимать одновременно около 3000 человек.
Касаясь ситуации в Крыму, Исмаилов сказал, что «мы живем тут в мире и покое». Особенно это ощущается на фоне кровавых событий происходящих на востоке Украины. Такой же точки зрения придерживается как 300-тысячное крымско-татарское население полуострова, так и русское большинство более чем двухмиллионной республики.
«Российское законодательство дало нам больше, чем украинское» — считает Измаилов, особенно после объявления реабилитации крымских татар, которых долгие послевоенные годы считали едва ли не предателями. Теперь ситуация в корне изменилась: татары могут получить участок земли, на полуострове действует 370 мечетей, которых должно быть еще больше.
Священнослужитель в качестве «пожелания» российским властям выделил стремление крымских татар, чтобы их культуре уделялось больше внимания в школах. А официальным лицам в ЕС посоветовал своими глазами посмотреть на ситуацию в Крыму, чтобы не продолжать санкционную политику в отношении Крыма.
Благожелательные отзывы о российской власти Исмаилова подтверждают контакты немецкого журналиста с рядовыми жителями Крыма. Так, для женщин в автобусе важно, что теперь детские площадки есть практически в каждом квартале, а также отмечают, что решен вопрос с местами в детском саду. И российские пенсии выше, чем украинские.
Пенсионеру лет шестидесяти приходится подрабатывать сбором крымских трав для лекарств, кремов и чаев, но он считает, что «в каждой стране есть на что пожаловаться». Другой его ровесник считает, что Путин строит великую державу (как СССР). Особенно он впечатлен тем, как Путин обыграл Запад, «возвратив Крым домой».
Что касается Мустафы Джемилева, то 75-летний политик представляет ту часть крымско-татарского народа, которая выступает против нахождения Крыма в составе России. По его словам, после событий 2014 года полуостров покинуло порядка 20–25 тысяч крымских татар.
Джемилев, который является депутатом парламента Украины, считает, что в Крыму царит атмосфера страха. При этом, на полуострове до сих пор живут его жена и некоторые сторонники. Однако политик заявляет, что они, и вообще все крымские татары, находятся под пристальным вниманием российских спецслужб, поэтому никто не решается говорить правду.
Джемилев при поддержке таких же «изгнанников» организует антироссийскую агитацию в интернете и через спутниковое телевидение. Он находится в активном диалоге с официальными структурами ЕС и с Турцией, на территории которой живет самая большая крымскотатарская диаспора. Все его усилия направленны на то, чтобы нанести России как можно больше вреда, дабы «оккупация» Крыма стала для нее «пирровой победой».
При этом Мустафа Джемилев считает, что Путин старается превратить Крым в военную крепость, что также противоречит взглядам украинского депутата. При этом он понимает, что стратегически выгодное положение полуострова и, прежде всего Севастополя, Россия могла использовать для повышения своего военного потенциала и при власти Киева. Но со сменой режима в Украине в 2014 году перед Москвой стала маячить угроза утраты базы, чего Кремль допустить просто не мог.
По мнению Маудера, отношение крымских татар к Джемилеву далеко не однозначное. Многие считают его предателем за поддержку им санкций в отношении России и Крыма, чем наносит вред своему народу.
При этом Маудер отмечает, что санкции осложнили жизнь как самих крымчан, так и тех, кто стремится приехать в этот регион. Банкоматы не принимают иностранные (и некоторые российские) карты, поэтому приходится везти с собой наличные. Вместо филиала «Макдональдса», появилось автокафе, а сеть KFC заменила CFC (Crimean Fried Chicken). И так во всем, что, по мнению Маудера, приводит к снижению объема торговли.
Особенна сложна ситуация для украинцев. Железная дорога, перевозившая на курорты Крыма большинство граждан «незалежной» не функционирует, а проезд через три пограничных автомобильных пункта сопряжен с многочасовыми «допросами» как на украинских, так и на российских КПП. Все это приводит к нарастанию отторжения Крыма от Украины.