Архитектор: в Краснодаре началась война с искусством и горожанами

Цитата из к/ф «Крыса на подносе». Реж. Андрей Тутышкин. 1963 г.
Цитата из к/ф «Крыса на подносе». Реж. Андрей Тутышкин. 1963 г.

Планы мэрии Краснодара установить в городских скверах «арт-объекты» прокомментировал архитектор-дизайнер, активист организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Сергей Севастьянов 23 апреля, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

КВ: Приходилось ли Вам иметь дело с так называемыми «арт-объектами» при проектировании?

– Моя профессия не подразумевает работу со скульптурными формами, но довольно часто имеешь дело в том числе и с дизайном малых архитектурных форм.

КВ: Ваше впечатление от увиденного в каталоге (каталог-предложение «Типография» — прим. ИА Красная Весна)? Это предлагается «в рамках создания комфортной среды».

– Знакомо... Будто студенты-двоечники делали. Они ведь всегда были и будут. А если серьезно, то таким «художествам» лет сто уже как. Это (направление — прим. ИА Красная Весна) появилось в начале прошлого века вместе с декадентскими настроениями в литературе, кино, в живописи и позже стало называться постмодернизмом. А тогда это тоже называли словами «актуально» и «современно». И уже тогда выяснилось, что это не искусство, а протест против него. Глумливый и очень озлобленный на всё протест.

КВ: Как Вы считаете, что должно быть вместо этого?

– Вы сказали о комфортной среде, которая должна быть. Так и делайте ее, а не это уродство! Я вообще считаю, что любые объекты должны быть к месту, что-то означать и что-то нужное говорить человеку, в том числе школьнику. Чем плоха тематическая скульптура? Скажем, по мотивам русских былин или сказок? И почему это должно быть уныло? Делайте не уныло, а талантливо и страстно. Только без глума. Или чем плоха, например, «скамейка будущего»? Или футуристичная беседка? Есть смысл, есть удобство, польза наконец. Такое есть в нашем городе? А что с этими «дурами» [«арт-объектами»] страшными делать? Ведь видно, что это (то, что изображено в каталоге-предложении «Типографии» — прим. ИА Красная Весна) рисовали очень озлобленные на весь мир и на свою бездарность люди. Видно же!

КВ: Было сказано, что эти «арт-объекты» должны быть антивандальными.

– Конечно должны быть! Иначе их в первую же ночь испортят, сломают, растащат. Потому что они отвратительны и бездарны. Это будет такая реакция на бездарность, которую насильно людям суют под нос.

КВ: Если подытожить, то что можете сказать о такой инициативе мэрии Краснодара, работать с «Типографией»?

– «Не ведают, что творят» или очень хорошо всё ведают и творят специально. Тогда это война с искусством и краснодарцами. В 2012 году нам ее тоже объявляли, когда тут по приглашению губернатора Ткачева появился Марат Гельман (скандально известный постмодернистский галерист — прим. ИА Красная Весна). Тогда она не без нашего участия закончилась не в его пользу.

Напомним, 3 апреля мэр Краснодара Евгений Первышев встретился с художниками, дизайнерами и архитекторами города в краснодарском центре современного искусства «Типография». В ходе встречи из 100 предложенных эскизов «арт-объектов» было отобрано 14.

Относительно размещения таких «арт-объектов» Первышев сказал, что это «интересная ступень в развитии Краснодара, в формировании новых «точек притяжения» и достопримечательностей столицы Кубани». Также говорилось, что основными критериями оценки эскизов были их актуальность, вандалоустойчивость, долговечность и стоимость, а финансирование будет внебюджетное.

Напомним также, что 5 февраля местное отделение РВС обращалось с письмом к мэру Краснодара, в котором выразило высокую степень обеспокоенности инициативой сотрудничества городских властей с центром современного искусства «Типография». В письме РВС аргументировалась линия идейно-культурного наследования «Типографией» скандальному пермскому галеристу Марату Гельману, высказывалось предостережение мэрии от повторения социальных последствий, которые произошли в Краснодаре в 2012 году в связи с попыткой открытия Гельманом скандальной выставки «Icons».

Через месяц, в ответном письме мэрии к краснодарскому отделению РВС утверждалось, что «окончательные проекты благоустройства будут доработаны с учетом мнения горожан, также будут проведены в обязательном порядке публичные обсуждения».

Отметим, 22 апреля краснодарский представитель КПРФ Александр Сафронов опубликовал видео в котором он раскритиковал альянс краснодарской мэрии и «Типографии», напомнив при этом скандал 2012 года с участием галериста Марата Гельмана, которому горожане и местные казаки не дали провести его «провокационную, антиправославную» выставку «Icons». Сафронов напомнил также о результатах проведенного тогда движением «Суть времени» опросе горожан, который показал, что подавляющее большинство негативно относится к подобного рода направлениям и инициативам.

Комментарий редакции

Позиция краснодарской мэрии в этом вопросе явно недальновидна. Ибо, стараясь задействовать якобы профессионалов якобы современного якобы искусства, власть города хочет показать себя «идущей в ногу со временем». Но, как это зачастую происходит, забывает в какой реальности она, власть, находится.

Реальность же такова, что наш народ после жесточайших тридцатилетних либеральных западных реформ, насаждаемых в России, в том числе и в области культуры, остался глубоко консервативным и по-прежнему тяготеющим к высокому искусству или как минимум остается верен творчеству, не лишенному гуманистического пафоса.

А то, что вытворял Марат Гельман своими выставками, или то, что людям желает предложить в качестве объектов «комфортной среды» ныне действующий краснодарский мэр и «Типография», лишено даже такого гуманистического пафоса.