Перри Мейсона больше нет, от героя осталось только имя — критик

Изображение: Цитата из т/с "Перри Мейсон". Реж. Тимоти Ван Паттен, Дениз Гамзе Эргювен. 2020. США
Кадр из трейлера
Кадр из трейлера

В новом сериале «Перри Мейсон» главный герой деградировал из прежде успешного и блестящего адвоката в сыщика-неудачника, живущего от заказа до заказа и не знающего, как вернуться в нормальную жизнь после службы в армии. Такое мнение об образе героя в новом проекте выразил кинокритик Алишер Улфатшоев в своей рецензии, опубликованной 4 июля на портале DEL’ARTE Magazine.

Критик напомнил первоначальный литературный образ Мейсона, созданного писателем Эрлом Стенли Гарднером — это «успешный адвокат с репутацией человека, который способен спасти почти обреченного обвиняемого. У него свои методы работы, принципы и люди, чьи частные услуги помогают расследованию»,

К этому образу близок персонаж, созданный актером Уорреном Уияльмом в фильмах 1934–1936 годов, где адвокат Перри Мейсон предстает «веселым и по-хорошему азартным, знатоком кулинарии, вин и закона», этот герой всегда оказывается в гуще событий. По мнению обозревателя, фильмы с участием Уильяма можно характеризовать как эксцентричные комедии, популярные в те времена.

В следующий раз персонаж появился на экранах в проекте телеканала CBS, который шел с 1957 по 1966 годы. Герой харизматичного и статного Рэймонда Берра также вполне соответствовал книжному оригиналу.

Проект с участием Берра был перезапущен в 1985 году, и хотя все серии были тщательно проработаны, новая версия с постаревшим и погрузневшим героем явно показывала желание продюсера «заработать на имени». Впрочем, сериал смог дотянуть до 1993 года.

Но даже эта версия Мейсона, по-видимому, выглядит гораздо выигрышнее героя, исполненного актером Мэттью Ризом в новом сериале.

«Кто же такой Перри Мейсон в сериале от HBO? От адвоката-триумфатора не осталось ничего, кроме имени. Мейсон ХХI века — мелкий частный сыщик. Живет на полуразваленной семейной ферме. Разведен и редко видится с ребенком. Берется за любые дела, лишь бы немного заработать», — отметил кинокритик.

Авторы проекта Рон Фитцджеральд и Ролин Джонс, отказавшиеся от большей части литературного бэкграунда, превратили сериал в «приквел, склонный к излишнему драматизму, показу социального, классового неравенства и послевоенного возвращения в общество».

Впрочем, отмечает критик, шоураннеры проделали огромную работу над воссозданием ощущения того времени.

«Воссозданная эпоха Великой депрессии с ее разношерстным Лос-Анджелесом, где темные переулки и нищета вынуждены существовать в тени богатого Голливуда, затягивает, хочет, чтобы ее изучали. Титаническая работа художников-декораторов, костюмеров, дизайнеров изумляет и в очередной раз доказывает, что HBO тщательно работает над своими главными проектами», — отмечает эксперт.

И в этом — вся проблема, подчеркивает Улфатшоев. Созданной обстановке нужен подходящий герой, в то время как вялый Перри Мейсон, созданный Мэттью Ризом, не производит должного впечатления.

«Он достаточно инертен — это касается секса, смены грязного галстука и прочих бытовых действий. Конечно, сценаристы оправдывают его пассивное поведение флешбеками с войны и показывают, что Перри не вписывается в Золотое время Голливуда, создавая конфликт человека и эпохи. Однако все это направлено на зрительское чувство жалости, хотя на самом деле оказывается, что Мейсон сильный и волевой человек. Просто ему немного не повезло найти „своих“ людей», — отмечает автор.

Критик уверен, что несмотря на высокие рейтинги сериала, аудитория получила совсем не то, что ожидала, так вся эта созданная HBO «превосходная, визуально насыщенная детективная история строится вокруг культового имени, а не персонажа».