Уральские ученые доказали факт завоза одежды на Урал в эпоху бронзы
Географическое происхождение овечьего руна, образцов ткани и бусин определили уральские археологи, 16 сентября сообщает пресс-служба Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ).
Андрей Епимахов, Игорь Чечушков из ЮУрГУ, Полина Анкушева из Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и их коллеги из Челябинска, Екатеринбурга и Кургана использовали метод анализа географического происхождения археологических находок по соотношению изотопов стронция 87Sr/86Sr. Такое соотношение является уникальным «адресом» исследуемого объекта, сообщающего, в каком месте планеты он пребывал.
Археологической наукой собрана большая база стронциевых «адресов» (фоновая карта), позволяющая ученым сравнивать их со стронциевой «меткой» археологических объектов, определяя место их происхождения. Достаточно подробно «картированы» Центрально-Уральская, Тагило-Магнитогорская, Восточно-Уральская и Зауральская структурно-формационные зоны.
Уральские археологи в данном исследовании проанализировали 12 объектов из трех могильников эпохи бронзы (XIX–XVI века до нашей эры), обнаруженных на Южном Урале, — Степное VII, Алакуль и Агаповка II.
Богатый «улов» на образцы ткани дал могильник Степное Пластовского района Челябинской области. В нем были обнаружены могилы двух девушек, представительниц алакульской культуры. Ученые исследовали фрагменты их костюмов и головного украшения, представляющего собой подвеску с тесьмой, которая была окружена с двух сторон плотным слоем ткани (вероятно, это была сумочка, в которую помещалась подвеска).
В могильнике Алакуль в Курганской области также было обнаружено захоронение девушки, многочисленные бронзовые украшения на которой позволили сохраниться фрагменту тканой материи на предплечье правой руки.
Один объект исследования был взят из захоронения девушки в могильнике Агаповка, расположенного в Челябинской области. Там была обнаружена медная бляха со вставленной в нее кожаной нитью, а также остатки красного текстиля, предположительно, от головного убора.
Сравнение соотношений изотопов стронция в образцах ткани из могильника Степное VII и в костях и зубной эмали местных овец показали, что у некоторых образцов они были близки и разница в положении составляла не более 10–15 километров. То есть овцы паслись поблизости — что говорит об оседлом характере местного скотоводства. Поскольку нить пастовых бус дала аналогичные показатели, то и украшения жители делали сами.
Тем не менее местными оказались не все рассмотренные образцы. Часть из них оказалась завозными — в основном из Восточно-Уральской зоны. Этот факт говорит о существовавшем товарообмене между поселениями.
В своем исследовании археологи рассмотрели пять возможных путей завоза тканей, некоторые из которых сочли маловероятными, но другие — правдоподобными. Первый, наиболее вероятный — импорт самих овец. Второй — импорт шкур, шерсти — доказательств не имеет.
Третий — завоз готовых тканей, тесьмы и пряжи — возможно, имел место в отношении вещей из могильника Степное. Четвертый — завоз готового костюма — также маловероятен, как и второй. Пятый — когда костюм прибыл вместе с его владельцем — наиболее вероятен для захоронения из могильника Алакуль, считают ученые.