Более 300 работ Михаила Врубеля представит Третьяковская галерея
В Третьяковской галерее открылась выставка более 300 работ Михаила Врубеля — самый масштабный ретроспективный проект за последние 65 лет, 5 декабря пишет журнал «Искусство», передает ИА REGNUM.
Утонченность, изысканность и стремление к красоте воплощалось и в творчестве Врубеля: его мало интересовали переживания передвижников о бедственном положении крестьян, а идеи Толстого о том, что искусство должно быть полезно народу, он и вовсе воспринимал в штыки. Эфемерные образы русалок, демонов, сказочных царевен и принцесс — вот его стихия, однако манера Врубеля была не просто необычна для его времени, ее откровенно не принимали.
Однако эта странная манера письма, обращавшая холст в россыпь мерцающих самоцветов, стала визитной карточкой мастера. Переливающиеся мазки-осколки окружают демонов, обрамляют Царевну-Лебедь, и на этом же приеме построено оформление выставки: в стенах прорублены ассиметричные «окна», им вторят изломанные линии залов, даже сиденья для отдыха посетителей оформлены как обломки скал. В качестве основного цвета стен выбран холодный сиреневый — он выгодно оттеняет не только цветочные композиции, но красиво подчеркивает серебристо-лиловую гамму остальных работ.
На выставке много интересных дизайнерских решений, например, большой портрет Саввы Мамонтова поместили в отдельную нишу между двумя скульптурными изображениями львиных голов. Мамонтов — один из немногих друзей и покровителей художника, кто всегда стоял за него горой. Например, когда экспертный совет нижегородской ярмарки отказался брать работы Врубеля, Савва построил для него отдельный павильон.
Необычно представлено и панно «Цветы» — это три потолочных плафона. Если бы их просто повесили на стену, композиция казалось бы неправильной из-за перспективного искажения. Поэтому все три части расположили горизонтально на небольшом подиуме, а над ними повесили зеркало: таким образом зрители могут рассмотреть и фактуру работы вблизи и общую композицию в отражении на потолке.
Самый знаменитый образ Врубеля — «Демон поверженный» — стал и самым трудным для художника: он работал по 14 часов, никого не принимая и не выходя на улицу, уже готовое лицо он в исступлении переписывал снова и снова и совсем лишился сна. А потом Третьяковская галерея отказалась купить работу — и Врубель оказался в больнице. Таким образом жизнь художника, а вслед за ней экспозиция оказались разделены на «до» клиники и «после».
Второй уровень экспозиции, тот, что после клиники, не означает, что здесь нечего смотреть, кроме больничных рисунков. В этот период написаны, например, суровый «Шестикрылый серафим», волшебная «Жемчужина» и очередной портрет жены «После концерта» в платье по эскизу Врубеля. Тем не менее, в жизни художника наступил явный кризис, умер его единственный сын Савва, знакомые отмечали его явное тяжелое состояние — хищный взгляд, растрепанные волосы, тяжелую походку. И всё же, стоило ему взять в руку карандаш, в нем сразу просыпался тот самый художник, что за два-три часа способен нарисовать точный и выверенный портрет. Например, Валерия Брюсова — работа находится у самого выхода с выставки. Врач Федор Усольцев писал, что тяжело больные пациенты первым утрачивают эстетическое чувство, а у Врубеля к концу его жизни осталось только переживание красоты.