Польша намерена отстоять приоритет польских законов

Изображение: Татьяна Раджабова © ИА Красная Весна
Польша
Польша

15 июня Конституционный трибунал Польши рассмотрит запрос премьер-министра Матеуша Моравецкого о приоритете действия в стране польских судебных органов, а не Европейского суда, 14 июня сообщила пресс-служба правительства Польши.

Хотя запрос был внесен в Конституционный трибунал еще 29 марта 2021 года, его рассмотрение откладывалось из-за жесткой позиции чиновников ЕС. И когда на прошлой неделе еврокомиссар юстиции Дидье Рейндерс направил Конраду Шиманскому — польскому министру по европейским делам — письмо с требованием отозвать запрос Моравецкого из трибунала страны, польская власть не выдержала. Письмо комиссара было воспринято как ультиматум оскорбление, особенно фраза «Еврокомиссия оставляет за собой право предпринять соответствующие действия».

На ответ Польше давался месяц, но реакция поляков последовала незамедлительно. Премьер Моравецкий срочно созвал пресс-конференцию, в ходе которой в резкой форме отказался от отзыва своего запроса, чтобы «дополнительно, в очередной раз подтвердить верховенство в нашем юридическом праве нашей Конституции, которая является высшим легальным актом в нашей системе юриспруденции, над европейским законом».

Министры польского правительства, оценивая произошедшее, были еще менее дипломатичны в своих высказываниях в адрес Рейндерса.

Глава минюста и одновременно генпрокурор Польши Збигнев Зёбро обвинил еврокомиссара в «высокомерии и колониальном видении Польши», заявил, что он не может припомнить «ни одного секретаря из Москвы, который писал бы Войцеху Ярузельскому или его предшественникам письмо с требованием отзыва какого-нибудь иска в польский суд»: «Даже в те дни сохранялась видимость того, что поляки самостоятельно принимают решения в рамках реального социализма, а не следуют директивам и указаниям московских чиновников».

И это не случайно оброненная фраза, поскольку Зёбро повторил ее в различных интервью несколько раз. В стране, где официально запрещено прославление коммунистической системы, такие откровения еще совсем недавно были невозможны. Но теперь в подобном ключе рассуждают многие польские СМИ.

Показательно в этом смысле высказывание известного и уважаемого в Польше аналитика и писателя Милоша Манастерского: «Когда Польша стала членом Европейского союза в мае 2004 года, радость в нашей стране была повсеместной. Малочисленные скептики, которые предупреждали, что мы еще не достигли рая, воспринимались как безумцы. <…> Нам объясняли, что европейские лидеры, которые с улыбкой встречали Польшу в элитарном клубе, руководствуются в отношении нас солидарностью и альтруизмом. Никто не говорил, что мы входим в этот клуб только для того, чтобы прибираться и подавать напитки».

В настоящее время никто из представителей высшей политической власти Польши не ставит вопрос о выходе страны из Евросоюза. Но многие польские аналитики уверены, что этот вопрос будет поставлен в актуальную повестку сразу же после того, как Польша из потребителя еврофондов станет донором, что вполне реально, после выхода из ЕС Британии.

Если Конституционный трибунал Польши примет решение относительно верховенства основного закона страны над европейским законодательством, это шаг может стать точкой невозврата, за которой — жесткие санкции ЕС против Польши.

Пока же идет игра нервов. Варшава провоцирует ЕС на то, чтобы тот начал бы угрожать применением против Польши статьи 50 Договора о Евросоюзе, предусматривающей выход или исключение государства из союза. А европейцы уверены, что Варшава не пойдет на резкое обострение, не будет доводить дело до Polexit (по аналогии с Brexit). Но в реальности конфликт разгорается, эмоции накаляются и, как следствие, уменьшаются варианты выхода из кризиса, которые сейчас видится оптимальными обеим сторонам юридического противостояния.