Введение всеобщего образования в Финляндии не было победой прогресса — Yle
Введенное сто лет назад всеобщее образование в Финляндии не было результатом веры в прогресс, просвещение и единую нацию, а было в большой степени вызвано испугом после гражданской войны. Об этом рассказывается в статье, которая сжато характеризует то событие, опубликованной 15 апреля на сайте телеканала Yle.
Сегодня в Финляндии отмечают 100-летие введения обязательного школьного образования. Решение об этом принималось после гражданской войны, которая разделила народ. Целесообразность такого шага вызывало сомнение у победившей стороны — у белофиннов.
В статье рассказывается, что Финляндия в начале века отставала во введении всеобщего образования от других стран: «в Европе, наряду с Финляндией, только Советская Россия не имела обязательного образования».
В 1905 году менее 40% финских детей в возрасте 9–15 лет посещали начальную школу. Чтобы исправить эту ситуацию все партии поддержали закон об обязательном образовании. Он был принят парламентом в 1910 году. Однако «пророссийский сенат» его отклонил.
«Необходимость бесплатного образования подпитывалось идеей строительства нации. Ей нужны были просвещенные граждане, которые могли бы решать как свои собственные, так и всеобщие проблемы», — говорит профессор Сиркка Ахонен (Sirkka Ahonen).
Подобной запрос на всеобщее образование сменился пессимизмом после гражданской войны. Из публикации следует, что политики испугались.
«Только что закончившаяся гражданская война подорвала веру буржуазии в порядочность простого народа. Война, по самым мрачным консервативным взглядам, была результатом массовой истерии, охватившей трудоспособное население», — раскрывается сущность страха.
Правые — представители «белой Финляндии» — задались вопросом о возможности одинаково учить всех детей. «Большинство бунтовщиков в войне 1918 года посещали начальную школу», — объясняли они.
Поэтому обсуждение в парламенте закона о всеобщем образовании не вызвало единодушия в 1920 году. Вера в просвещение, прогресс и единую нацию ослабла.
Министр образования Микаэль Сойнинен считал, что народное образование должно защитить от такой катастрофы, как гражданская война, вызванной «Красным восстанием». Необразованных нужно научить давать отпор.
Социал-демократы смотрели на обязательное образование иначе, чем в правительстве. Они были самыми решительными его сторонниками, полагая, что это путь к обретению сознательности классами и к более равноправному обществу. В этой связи СДП призвала исключить религиозное обучение из учебной программы.
Наиболее критичными в отношении закона об обязательном образовании была RKP (Шведская народная партия Финляндии). Там считали его дорогостоящим и сомнительным с политической и культурной точек зрения.
Закон об обязательном образовании был принят в ноябре 1920 года 111 голосами центристов и левых при 55 «против». Он вступил в силу 15 апреля 1921 года.
Закон не объединил все части народа. «Об учителях, которые воевали на стороне красных, докладывалось в школьные советы», — рассказывает профессор Ахонен. Участие учителей в рабочем движении, как это было в началое века, стало невозможным в 20-е годы.
Историк также отметил, что оказавшиеся в наиболее тяжелом материальном положении — «кто, возможно, больше всего нуждался в поддержке школы, остались без нее».