Граждане в Фукуоке противостоят банде якудза Кудо-кай
Статью, напоминающую избитый сюжет художественного фильма, в котором граждане, живущие в страхе перед бандой якудза, объединяются с правоохранительными органами, чтобы изгнать гангстеров и восстановить нормальную жизнь, публикует 3 сентября The Asahi Shimbun.
Тем не менее, этот сюжет реален и в современной Японии. В юго-западном портовом городе Кита-Кюсю (префектура Фукуока) идут гражданские процессы по вытеснению банд из бизнеса. Этот город является родиной Кудо-кая, одной из самых жестоких организаций якудзы в Японии.
Давший интервью изданию на условиях анонимности японец начал патрулировать улицы вместе с людьми, работающими в ресторанном бизнесе, после печально известного взрыва в ночном клубе Boorudo в районе Кокура-Кита в 2003 году.
Во время того теракта получили незначительные и серьезные травмы 12 человек, когда член банды, связанной с Кудо-кай, закатил ручную гранату в заведение.
Владелец клуба был лидером кампании по борьбе с бандитизмом.
Для человека, выросшего на Кита-Кюсю, якудза никогда не были далекими вымышленными персонажами. Гангстеры всегда были рядом, но они никогда не давали ему повода для беспокойства, сообщил респондент издания.
Произведенный взрыв и последующие за ним инциденты, жертвами которых стали не члены банды, а обычные граждане, включая руководителя строительной компании, полностью изменили точку зрения этого человека.
Он видел, как городские улицы теряют свою оживленность, а жители разговаривают приглушенными голосами, опасаясь, что кто-то подслушивает их разговор.
Вскоре граждане начали давать отпор гангстерам при поддержке правоохранительных органов.
Их совместные усилия увенчались в 2014 году арестом дона Кудо-кая Сатору Номуры и беспрецедентным смертным приговором, вынесенным ему окружным судом Фукуоки 24 августа.
«Мы почувствовали облегчение, узнав, что (Номура) получил наказание, требуемое обвинением, — говорит респондент. — Но это не значит, что Кудо-кай прекратил существование. Я не мог успокоиться».
В настоящее время членов Кудо-кая, идущих пешком или проезжающих по улицам Кита-Кюсю можно встретить не часто. Но мужчина чувствует, что еще слишком рано ослаблять бдительность.
Кита-Кюсю, второй по величине город в префектуре Фукуока, процветал в условиях промышленного роста.
Для Кудо-кай город и его окрестности служили надежным источником дохода для его деятельности. Члены банды выкачивали огромные суммы «охранных» денег из строительных предприятий, а также ресторанов и баров.
Чтобы патрулировать и поддерживать свою территорию, члены Кудо-кая курсировали по улицам ночью в автомобилях с темными тонированными стеклами.
Менеджер ресторана пояснил изданию, что члены банды вымогали у бизнес-операторов «сомен» (тонкая пшеничная лапша) летом и «казуноко» (икра сельди) в конце года по завышенным ценам.
Но этого больше нет. «Я не вижу якудза на улицах. Этого больше не происходит», — говорит менеджер. «Теперь, просто в силу того, что вы связаны с якудзой, вы будете рассматриваться как антисоциальная сила и потеряете доверие».
По данным полиции префектуры, членство Кудо-кая достигло своего пика в 2008 году, когда в префектуре Фукуока насчитывалось 1210 постоянных и ассоциированных членов преступной группы.
Граждане, которые хотели разорвать связи с бандой и отказывались платить деньги за защиту, особенно те, кто работал в строительной отрасли и ресторанном и барном бизнесе, подвергались нападениям, а иногда их убивали.
Полиция во время обысков находила даже автоматические винтовки и противотанковые ракетные установки в местах, связанных с Кудо-каем.
В 2010 году в префектуре был издан указ о ликвидации организованных преступных синдикатов.
Согласно постановлению, некоторым предприятиям, уязвимым для угроз и участия банд, таким как бары, питейные заведения «сунакку» и салоны пачинко, было рекомендовано вывесить табличку, объявляющую бизнес «закрытым для банд».
Система была запущена в августе 2012 года и нацелена на четыре района префектуры, включая Фукуоку и Кита-Кюсю.
Член банды, проигнорировавший знак и зашедший в такое заведение, подлежал судебному запрету или штрафу.
Однако возмездие и давление со стороны банд были быстрыми и четкими. В Кита-Кюсю люди, связанные с предприятиями, вывесившим знаки, были зарезаны один за другим.
Процент предприятий, демонстрирующих вывеску, долгое время оставался относительно низким-где-то между 50 и 59%.
Но начиная с сентября 2014 года полиция начала массовую операцию по уничтожению Кудо-кая и арестовала Номуру и других высокопоставленных членов, а также сотни людей, имевших связи с бандой.
Полиция считает, что кампания была эффективной, поскольку число постоянных и ассоциированных членов Кудо-кай сократилось на конец 2020 года до 430 человек.
Все больше предприятий стали проявлять готовность демонстрировать знак борьбы с бандитизмом. В последнее время этот показатель постепенно повышался, и к концу 2019 года он вырос до 70,7%. В 2020 году он еще больше вырос до 72,9%.
Но перемены не произошли бы без предельных жертв и исключительного мужества простых граждан.
Взрыв в одном из непокорных мафии баров 18 августа 2003 года также изменил отношение полиции к банде.
Полиция префектуры начала ежемесячное патрулирование, запланированное примерно на 18-е число каждого месяца, в ознаменование того ужасного события.
Жители, которые чувствовали, что с них достаточно, присоединились к полицейским и начали патрулировать районы ночной жизни.
Но Кудо-кай не отступил.
После того, как летом 2012 года была запущена система вывесок против банд, произошла серия инцидентов с применением насилия, в ходе которых мишенью стали женщины-владельцы баров. Они получили ножевые ранения на улицах ночью. Преступниками в этих случаях были члены банд, связанных с Кудо-кай.
Все начало меняться медленно, но верно, особенно после ареста Номуры и других высокопоставленных членов группы.
С тех пор не поступало сообщений о стрельбе в Кита-Кюсю. Совместные патрули полиции и местных жителей проводятся почти каждый месяц.
Атмосфера в городе изменилась за последние несколько лет к лучшему, и она чувствует себя в большей безопасности, говорит хозяйка бара, взорванного 18 августа 2003 года. Женщина решила повесить знак борьбы с бандитизмом в своем баре.
«Якудза утверждали, что это они защищают город. Но они ничего не сделали, кроме как вселили в нас страх», — сказала она. «Мы должны сами защитить наш город. В этом нет никаких сомнений».