Калининград за неделю: проблемы допобразования и цифровой экономики
Родителям объясняли, что такое персонифицированный сертификат, а на заседании федерального Совета по развитию цифровой экономики призвали к цифровому ликбезу
Дополнительное образование для детей: …и ни в чем себе не отказывайте
К 2021 году для калининградских детей от 5 до 18 лет останется возможность бесплатно для родительского кошелька, то есть за бюджетный счет, посещать только один кружок или секцию, за остальные придется платить. Выбирать этот единственный можно будет совершенно свободно — из реестра поставщиков услуг в сфере дополнительного образования. Для этого за каждым ребенком закрепляется именной (персонифицированный) сертификат.
Как витиевато сообщается на сайте администрации Калининграда 31 июля, сертификат — это не платежный документ об оплате той или иной образовательной услуги, а гарантия, что за получение этой услуги заплатит государство.
Гарантирует государство, в зависимости от муниципалитета и его бюджетных возможностей, сумму от 8 до 15 тыс. рублей в год на каждого ребенка.
В реестр поставщиков включаются муниципальные и частные учреждения и организации, а также индивидуальные предприниматели, изъявившие такое желание и прошедшие независимую сертификацию своих услуг.
Авторы нововведения при этом уверены, что поставщики заинтересованы не в доступе к гарантированному бюджетному финансированию, а «в дополнительном образовании ваших детей».
Как рассказала глава минобразования Светлана Трусенёва, в регионе в настоящее время бесплатные для родителей кружки посещают порядка 70% детей, ещё 10% делают это за счет родителей. Остающаяся неохваченной примерно пятая часть школьников не посещает кружков вообще. Задача — дать возможность каждому ребенку получать услуги в сфере дополнительного образования, в объеме, определяемом возможностями бюджета.
Еще одна задача, которую предстоит решить — создание условий, при которых бизнес получит возможность на равных конкурировать с муниципальными учреждениями, что, как считается, повысит качество оказываемых образовательных услуг.
Напомним, закон «Об образовании в Российской Федерации», определяет дополнительное образование как вид образования, не сопровождаемого повышением его уровня, а направленного на «всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и(или) профессиональном совершенствовании».
Схема финансирования дополнительного образования через персонифицированные сертификаты разработана в соответствии с федеральным проектом «Доступное дополнительное образование для детей». К проекту Калининградская область присоединилась в январе 2018 года, вместе с еще двумя десятками субъектов РФ.
Отметим, что государство снимает с себя ответственность за содержание образовательных программ, оставляя за собой только обязанность частичной их оплаты.
Прорыв в области цифровой экономики обсудили в Гусеве
Город Гусев Калининградской области на этой неделе принимал Совет по вопросам развития цифровой экономики. Заседание Совета, в котором приняли участие представители федеральных законодательной и исполнительной властей, бизнес- объединений, крупнейших российских вузов и главы нескольких регионов, прошло 1 августа.
Что такое цифровая экономика? Это экономика, в которой «основным товаром и ценностью» становятся «данные о бизнесе, компаниях, государстве», сообщил участник заседания министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков. Добавим: а также о гражданах, в том числе, и о детях, данные о которых продолжают собираться всеми законными, а также и незаконными методами. Напомним, например, об отправленном на доработку президентом в конце декабря 2016 года законопроекте о системе сбора данных «Контингент обучающихся». Закона нет, более того, в мае 2018 года было заявлено, что работа над этим законопроектом сворачивается, но, как мы знаем, данные продолжают собираться.
По мнению Константина Носкова, нормотворчество в этой сфере должно вестись «аккуратно», а уже полученные достижения появились не благодаря принятию какого-то закона, а «вопреки».
«Чтобы обеспечить прорыв, о котором говорил президент страны, к развитию цифровой экономики должны подключиться без исключения все», — заявил заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак. Пока наша страна отстает в этом отношении от лидеров в 2-3 раза: доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте составляет всего лишь порядка 4%, проинформировал он участников совещания.
Ректор МГУ Виктор Садовничий прогнозирует дефицит специалистов «с высоким образованием», прежде всего программистов, математиков, инженеров, который образуется уже в ближайшее время. По его словам, специалистов потребуется 40 миллионов. Сейчас речь идет не о человеческом, а об интеллектуальном капитале, считает Виктор Садовничий, что подразумевает «использование информации как самостоятельного производительного фактора и так далее».
Председатель счетной палаты и глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин считает, что «главная задача цифровизации сегодня — изменить наше сознание», а начинать нужно с тренингов и обучения новых специалистов, которых потребуется «масса».
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов считает, что для обеспечения заданного президентом прорыва необходимо осуществление максимально массово охватывающего население проекта по образцу «ликвидации безграмотности» — ликбеза, как это было сделано в первые годы советской власти. По мнению Алиханова, «мы должны, как государство-модерн, как государство, которое готовится к технологическому и такому модернистскому рывку» обеспечить массовое цифровое образование.
Готовить отдельных специалистов бесперспективно, это элитарность, которая «несет <…> очень большие риски», поскольку отдельных специалистов всегда можно переманить, считает он.
Напомним, Совет по развитию цифровой экономики, образованный в апреле этого года, в соответствии со своим Положением должен готовить предложения по формированию и реализации государственной политики в цифровой сфере, отслеживать основные тенденции в ее реализации, осуществлять экспертный анализ проектов нормативных актов, юридически оформляющих процесс, а также выполнять и другие задачи.
О развитии цифровой экономики в качестве приоритетного национального проекта неоднократно заявлялось с самого высокого уровня российской власти. Среди задач цифровизации — переведение в цифровую форму документооборота, что, как ожидается, поспособствует искоренению коррупции. Кроме того, ожидается, что объединение единой информационной системой всех учреждений здравоохранения позволит сделать оказание медпомощи населению максимально доступным и компетентным.
Речь также идет о формировании технологий связи «интернета вещей» — когда физические предметы оснащаются технологиями, позволяющими им взаимодействовать друг с другом, а также и с внешней средой, что дает возможность исключить человеческий фактор из части производственных и экономических процессов.
Ставится также задача формирования собственных цифровых платформ, совместимых с платформами глобальными.