В Турции начато расследование в связи с письмом в защиту конвенции Монтрё
Расследование в отношении 103 турецких отставных адмиралов, выразивших в открытом письме обеспокоенность по поводу возможного выхода Турции из конвенции Монтрё, начала генеральная прокуратура Анкары, 4 апреля сообщил телеканал NTV.
Генпрокуратура намерена установить всех связанных с данным письмом лиц. В частности тех, кто стоит за его подготовкой.
В письме подписанты заявили о том, что «с беспокойством следят за обсуждением темы создания канала „Стамбул“ и конвенции Монтрё в контексте юрисдикции отмены международных договоров».
«Конвенция Монтрё — основной документ безопасности причерноморских стран и конвенция, которая делает Черное море морем мира», — говорится в письме.
По словам авторов, данное соглашение позволяло Турции сохранять нейтралитет в военных конфликтах: «Эта конвенция дает право Турции не вступать без ее желания в войну на стороне одной из воюющих сторон, это позволило ей сохранить нейтралитет во Второй мировой войне».
В письме также выражается негативное отношение к инициативе президента Турции Тайипа Эрдогана о разработке новой конституции страны. Авторы письма выступают за сохранение существующей.
Отметим, в 2011 году Эрдоган анонсировал проект судоходного канала в 100 км к западу от Стамбула, соединяющего Черное и Мраморное моря. Строительство планировалось начать еще в 2018 году.
27 марта текущего года министр окружающей среды и градостроительства Турции Мурат Курум заявил о том, что планы строительства канала одобрены.
В декабре 2019 года президент Турции заявил, что, в случае реализации проекта, канал «Стамбул» не будет подпадать под действие конвенции Монтрё, регулирующей проход военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы.
В рамках данной конвенции право на свободный проход через проливы имеют только торговые суда. Военные корабли черноморских держав для прохода в мирное время должны предварительного уведомлять власти Турции.
На проход через проливы военных кораблей нечерноморских стран наложены существенные ограничения по классу и тоннажу.