Госсекретарь США заявил, что СНВ-3 охватывает только 45% арсенала России

Майк Помпео
Майк Помпео

На неравномерность ограничения договором СНВ-3 американского и российского ядерных арсеналов указал госсекретарь США Майк Помпео 21 октября на пресс-конференции.

«Это соглашение ограничивает 92% американского арсенала», — сказал Помпео, отметив, что договор охватывает «только 45% российского ядерного арсенала».

Помпео также подчеркнул, что договор никак не ограничивает Китай, поскольку это государство не участвует в соглашении. Как указал госсекретарь, президент США Дональд Трамп считает, что договор СНВ-3 «сам по себе не является хорошей сделкой для США и их союзников».

Напомним, 20 октября представитель госдепа США Морган Ортагус заявила, что американская сторона готова немедленно встретиться для заключения соглашения. Ортагус выразила надежду, что Россия наделит своих дипломатов полномочиями подписать договор.

Ранее США отказались принять предложение РФ продлить на год договор СНВ-3 без всяких условий. Американская сторона предложила продлить договор при условии замораживания сторонами ядерных арсеналов. МИД РФ заявил, что российская сторона готова «заморозить» количество своих ядерных боезарядов, если США согласятся продлить действие Договора о стратегических и наступательных вооружениях на год.

Комментарий редакции

В заявлении МИД РФ от 20 октября сказано: «Россия предлагает продлить ДСНВ на один год и при этом готова вместе с США взять на себя политическое обязательство о том, чтобы „заморозить“ на данный период количество имеющихся у сторон ядерных боезарядов. Эта наша позиция может быть реализована строго и исключительно при том понимании, что „заморозка“ боезарядов не будет сопровождаться никакими дополнительными требованиями со стороны США».

Текст намеренно составлен так, чтобы выглядеть уступкой. Ведь «заморозка» — это требование, которое в США называли обязательным для продления ДСНВ, а мы непременно отказывались. Но на самом деле в заявлении МИД РФ нет однозначности и оно явно составлено таким намеренно.

Потому что тактическое ядерное оружие (ТЯО) под договор не подпадает. Поэтому, если речь идет о «заморозке» — то из текста вовсе не обязательно следует, что мы предлагаем заморозить весь наш арсенал, а не ту его часть, которая ограничена ДСНВ. С другой стороны, если подходить формально и считать, что «все» боезаряды включают ТЯО, то в следующем предложении говорится, что никаких новых требований со стороны США мы не примем.

То есть мы принимаем предложение ограничить число наших тактических ядерных боеприпасов, но не примем требование их пересчитать или контролировать, что мы не производим новые. А как тогда узнать, что мы не наращиваем их количество? Верить нам на слово. Мы вот готовы поверить США и это декларируем.

Если же действующая администрация откажется договариваться на таких условиях — можно заявить, что мы уже пошли на существенную уступку, но Вашингтону этого мало. А значит, там хотят односторонних уступок с нашей стороны, что для нас неприемлемо.

Вопрос о том, согласятся ли на такое в Вашингтоне, пока остается открытым и заявление Помпео именно об этом. Если администрации Трампа хочется занести себе в актив «сохранение ДСНВ» — то в ближайшее время формальное соглашение в таком размытом виде будет подписано. Если же американцы продолжат гнуть свою линию — мы увидим, насколько «уступка» России действительно является таковой.