1. Культурная война
  2. Киноиндустрия
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Кинокритик назвал главную проблему современных российских фильмов о войне

Изображение: Цитата из х∕ф «Неуловимые мстители». Реж. Эдмонд Кеосаян. 1966. СССР
«Засланный у тебя казачок»
«Засланный у тебя казачок»

Современным российским фильмам о войне не хватает определенности, чьими глазами они показывают войну, какую из частных правд, зависящих от военного амплуа, видит зритель. Такое мнение высказал российский кинокритик и киновед Михаил Трофименков 18 мая в ходе форума «Цифровая история», проходившего в Санкт-Петербурге, отвечая на вопросы зрителей.

У Трофименкова спросили, что является главной проблемой современных российских фильмов о войне и чего им не хватает, чтобы приблизиться к лучшим советским образцам.

По мнению киноведа: «Главная проблема — даже не в идиотизме идеологического тупика, когда не должно быть красного знамени и не должно быть упоминания советской власти, когда советская реальность вымарывается.

Дело в другом: ни один советский фильм не претендовал на то, чтобы рассказать всю правду о войне. Потому что это невозможно. Потому что у войны много правд. И каждый советский фильм о войне — он отражал какую-то из этих частных правд войны».

Трофименков пояснил, что были фильмы, которые отражали, например, штабную правду, или правду подполья, правду танкистов, летчиков, пехотинцев и пр.

«И во всем этом многообразии частных небольших правд, складывалась в результате та замечательная общая картина войны, которую создало советское кино», — подчеркнул кинокритик.

Современные же режиссеры, как считает Трофименков, не могут и не хотят определиться, чьими глазами они показывают войну, то есть с кем должен отождествить себя зритель.

В качестве примера он привел «чудовищный» фильм «Спасти Ленинград», где война показана с позиции молодой влюбленной пары. «Но это нонсенс, потому что влюбленная пара — это не военное амплуа. А взгляд на экранную реальность объясняется именно конкретным военным амплуа персонажа», — отметил кинокритик.

В качестве положительных советских примеров, он привел фильм «Верность» Петра Тодоровского, где война показана «взглядом прошедшего ускоренный курс обучения лейтенантика, которого, возможно, убьют в первом бою», «Горячий снег» Гавриила Егиазарова, «смотрящего на войну глазами артиллериста», а также фильмы Виктора Турова «Война под крышами» и «Через кладбище», где война показана глазами людей, оказавшихся в оккупации.

«Должна быть сфокусирована оптика. Зритель всегда должен, если речь идет о зрительском кино, отождествлять себя с кем-то. Он должен понимать, чьими глазами он смотрит на происходящее. Вот этого нет абсолютно в современном кино о войне. Ни про один фильм нельзя сказать, что это война, увиденная глазами кого-то из персонажей. Это, в лучшем случае, война, увиденная глазами оператора», — заключил Михаил Трофименков.

Отметим, современные российские фильмы о Великой Отечественной войне, за редким исключением, постоянно подвергаются критике и киноведов, и простых зрителей. Например, одним из последних отрицательному разбору подвергся фильм «Т-34».