Правительственные эксперты оценили влияние пандемии на экономику
Группа ученых под эгидой Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) выпустили монографию «Общество и пандемия. Опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России». Исследование опубликовано 22 октября на сайте РАНХиГС.
В работе анализируется «первая волна» пандемии коронавируса в России. Оценке подверглись российская система здравоохранения, экономика и финансовый сектор, образование и система социальной поддержки, как кризис влияет на трансформацию модели государственного управления.
В коллектив авторов вошли эксперты правительства. Многие из них действующие чиновники. Также над работой приняли участие НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, РЭУ им. Плеханова, НИФИ Минфина, ВЦИОМ, Сбербанк, АНО «Национальные приоритеты». Большая часть участников это сотрудники РАНХиГС. Главным редактором издания выступает ректор РАНХиГС Владимир Мау, в редколлегию входят ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор МГУ Виктор Садовничий.
Например, глава об антикризисных мерах Банка России написан сотрудниками Банка: первым зампредом ЦБ Ксенией Юдаевой, зампредом ЦБ Алексеем Заботкиным и директором департамента финансовой стабильности Елизаветой Даниловой. Среди авторов других разделов — экономисты Олег Буклемишев, Татьяна Малева, Владимир Назаров, Лилия Овчарова и др. (всего более 100 человек).
Сообщается, что коллектив авторов взял интервью у нескольких высокопоставленных чиновников: у премьера Татьяны Голиковой, министра труда Антона Котякова, министра иностранных дел Сергея Лаврова, министра здравоохранения Михаила Мурашко, вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Тексты интервью приводятся в заключительной части книги.
Работа анализирует события с 31 декабря 2019 года по 15 августа 2020 года. Будет ли обновляться работа в дальнейшем не сообщается.
Авторы оценили изменения под влиянием ограничений в различных сферах. Антикризисные меры от правительства и ЦБ авторы оценили в целом позитивно. Совокупный объем помощи исследователи оценивают меньше, чем в большинстве развитых стран (2,7% ВВП), однако, в отличие от них, большая часть поддержки (около 70%) пришлась не на госгарантии, а на реальные субсидии.
Исследователи рекомендуют властям заморозить на время кризиса повышение базовой цены на нефть в рамках бюджетного правила. По их мнению, это позволит сохранить больше средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ), куда поступают нефтегазовые сверхдоходы бюджета.
Наиболее пострадавший сектор экономики считается малый и средний бизнес, вынужденный во время первой волны пандемии увольнять сотрудников или закрываться. Многие предприятия предпочли не брать предложенные властями кредиты на выплату зарплат. Это чревато ростом сектора экономики с нелегальной занятостью.
Авторы сообщают, что пандемия может оказать и положительное влияние на экономику, например, стимулировать некоторые реформы. В частности в нефтегазовом и банковском секторе. Участники последнего активно внедряют новые цифровые технологии и онлайн-услуги.
Кроме того, авторы раскритиковали деятельность Росстата, который не смог адаптироваться «к необходимости быстро публиковать и агрегировать новые данные о пандемии и результатах противодействия ей».