Из-за чего поссорились Иран и Азербайджан. Мнения
Конфликт на границе Ирана с Азербайджаном может быть признаком потери позиций Тегерана в регионе и ростом влияния Анкары, отмечают эксперты, опрошенные 29 сентября газетой «Коммерсантъ».
Иран 30 лет не вмешивался в армяно-азербайджанский конфликт. Однако текущие события в регионе уже поставили граничащие страны на порог конфликта.
Мнения сторон
Скандал начался с поставок иранского топлива в Степанакерт. Власти Азербайджана дали указание останавливать иранские грузовики, следующие в Степанакерт, и требовать с каждого водителя более $100 в качестве налога и пошлины.
Иран начал масштабные военные учения на северо-западной границе возле азербайджанской территории и уже несколько дней стягивает туда тяжелую технику.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев высказал свое недовольство по поводу происходящих событий. «Каждая страна вправе проводить любые военные учения на своей территории, это ее суверенное право, — сказал президент Алиев в интервью Anadolu.— Но когда мы анализируем это во временных рамках, то видим, что такого никогда не было. Почему именно сейчас и почему на нашей границе? Почему не организовывались учения, когда армяне были в Джебраиле, Зангелане и Физули? Почему это делается после того, как мы освободили эти земли и завершили 30-летнюю оккупацию? Это справедливые вопросы».
Азербайджану ответил иранский МИД. Пресс-секретарь Саид Хатибзаде заявил, что высказывания господина Алиева «вызывают удивление», а учения являются «вопросом суверенитета» и «осуществлялись в интересах стабильности и спокойствия всего региона». Он также добавил, что Иран не потерпит «присутствия сионистского режима у своих границ».
Замглавы Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Али Фадави высказался совсем в уничижительном ключе: «Если маленький ребенок подойдет к вам и начнет оскорблять, вы просто погладите его по голове».
Версии экспертов
Причиной конфликта может быть усиление влияния Турции в регионе.
«К сожалению, ситуация показывает, что очень влиятельные круги в Иране могут быть недовольны итогами второй карабахской войны, — сказал азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.— Этот район был частью большой стратегической игры. И Тегеран был одной из немногих столиц, которая имела влияние в этом регионе. Прежний статус-кво был для них более предпочтителен: меньше Турции и Пакистана, больше неопределенностей. И больше возможностей играть на этих неопределенностях, предлагая свои посреднические услуги. Теперь это влияние утрачено». При этом эксперт отмечает, что обвинять Турцию и Пакистан Иран не будет, поскольку у него с этими странами есть партнерские отношения.
«Недовольство Ирана и Азербайджана друг другом присутствует всегда, оно абсолютно взаимное, — отметил эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов. — Вопрос в том, как будет выстраивать политику в отношении своего северного соседа новый президент Ирана Эбрахим Раиси». Раиси должен думать о том, чтобы не допустить роста влияния Турции.
Оба эксперта отметили, что апелляция к Израилю, в словах представителя Ирана, не более, чем прикрытие истинных претензий.
Помимо усиления Турции у Ирана могут быть и претензии к действиям самого Азербайджана, на который они сделали ставку в прошедшей войне.
«Нынешний этап противостояния между Ираном и Азербайджаном начался сразу после прошлогодней войны, — сказал сотрудник Германского института международных дел и безопасности Хамидреза Азизи.— Иран занял сторону Азербайджана, поддерживая восстановление его территориальной целостности». При этом Иран рассчитывал на ответные преференции со стороны Азербайджана после завершения конфликта, однако Тегеран не получил того, на что рассчитывал, считает эксперт. Возможно, Иран рассчитывал даже на долю в возвращенных территориях, отмечает Азизи.
Вместо этого Иран получил провокативные совместные учения Азербайджана и Турции, в том числе в Каспийском море. Израильское влияние эксперт тоже счел вполне реальной причиной конфликта, а не просто оправданием. «В ходе войны сотрудничество Азербайджана и Израиля стало более интенсивным и видимым», — отметил он.
Иран может использовать израильскую тему и для указания Азербайджану на необходимость совместных уступок друг другу.
«Азербайджану не стоит обострять вопрос ирано-армянского сотрудничества. Мол, Баку знает об этом давно, как мы знаем давно про связи Азербайджана с Израилем. Вы молчали, мы молчали. Вы проявили недовольство — и мы тоже», — поясняет ситуацию эксперт ПИР-Центра Юлия Свешникова.
У Ирана могли накопиться различные претензии к Азербайджану и огромное недовольство ситуацией в регионе, и, возможно, новое правительство решило, что настал момент проявить твердость, пока действия Азербайджана совсем не вышли за границы добрососедских отношений.