Современная физика не способна объяснить феномен жизни — Нобелевский лауреат
Законы современной физики не могут объяснить происхождения жизни, но разумный замысел тут ни при чем, заявил лауреат Нобелевской премии Стивен Вайнберг 10 октября во время онлайн-лекции для Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+.
В ответ на вопрос одного из слушателей Вайнберг заявил, что «для возникновения человека не требовалось никакого плана», будь то божественный промысел или даже природная необходимость. По его словам, чем сильнее ученые «углубляются в понимание жизни, тем меньше они видят признаков разумного замысла».
В то же время современная наука, по мнению Вайнберга, и не претендует на то, чтобы объяснить происхождение жизни, для чего «потребовалась бы новая физика». Что же касается законов той физики, которая уже есть, то «в них нет ничего, что противоречило бы жизни как явлению», но и феномен самой жизни из них тоже никак не выводится.
Более того, нобелевский лауреат признал, что «физика всегда смотрела на человека обезличенно», а ее законы проявлялись в виде «слепого случая». Судя по тому, что лектор не прокомментировал свое отношение к такой парадигме, он принимает ее как данность и едва ли верит в построение «новой физики», в рамках которой найдется место личностному знанию и которая сможет объяснить феномен жизни.
Стивен Вайнберг удостоился Нобелевской премии по физике в 1979 году совместно с Шелдоном Ли Глэшоу и Абдусом Саламом «за вклад в объединенную теорию слабых и электромагнитных взаимодействий между элементарными частицами». Знаменитый физик известен как автор научно-популярных книг («Мечты об окончательной теории», «Объясняя мир. Истоки современной науки» и др.) и последовательный атеист.
По мнению Вайнберга, религия часто бывает «необходима, чтобы заставить хорошего человека делать зло». На убеждения нобелевского лауреата наложила отпечаток не только научная карьера физика, но и «воспоминания о Холокосте», которые «отталкивают от попыток оправдать отношение Бога к Человеку».
В последние десятилетия мы всё чаще наблюдаем, как лучшие умы человечества постепенно теряют страсть к подлинно грандиозным проблемам. Вот и Вайнберг, в полном соответствии с принципом логического позитивизма, выводит проблему происхождения жизни из научного рассмотрения как «метафизическую», а, стало быть, несущественную для познающего субъекта.
Впрочем, «мечты об окончательной теории» пока еще не дают покоя отдельным выдающимся физикам, включая и самого Вайнберга. В то же время становится всё меньше тех, кого бы волновало «оживление вещества и очеловечивание жизни», осмыслению чего посвятил всю жизнь выдающийся французский интеллектуал Эжен Леруа.
Лишь немногие философы науки в наше время еще отстаивают «личностное знание», содержание которого, по Майклу Полани, неотделимо от познающего субъекта. Что же касается безличного субъект-объектного подхода к явлениям микро- и макромира, то это только один из способов научного освоения действительности. Становясь же единственным, он превращает Вселенную в безликое и безутешительное ристалище «слепого случая», где присутствие человека ценится наравне с перемещением облаков межзвездной пыли.
Жизнь при таком раскладе, как справедливо писал советский философ Эвальд Ильенков, предстает перед нами «красивым, но абсолютно бесплодным цветком, распустившимся где-то на периферии всеобщего развития лишь затем, чтобы тотчас увянуть под ледяным или огненно-раскаленным дуновением урагана бесконечной Вселенной».