Эксперт: коронавирус стал важным фактором лишения человека чувства свободы

Изображение: Top Notch Vectors Pixabay
Замкнутый мир
Замкнутый мир

Коронавирус становится важным фактором лишения чувства свободы, идеальным мерилом реальности, написал заместитель директора Центра исторической экспертизы и государственного прогнозирования при РУДН Борис Якеменко 10 ноября в своем Telegram-канале.

По его словам, тем, кого болезнь еще не посетила, настоятельно рекомендуется следить за гигиеной тела, не контактировать телесно с другими, закрывать части тела маской и перчатками.

«Таким образом, болезнь и меры борьбы с ней важны не только, как эффективное средство подавления личности, но и как надежная превентивная мера — человек, постоянно занятый собой, и не просто собой, а именно своим телом, неспособен сопротивляться», — отметил Якеменко.

Он добавил, что на наших глазах болезнь начинает выполнять важнейшую роль социального стигматизатора, определяет бытие как существование в пределах болезни, или, как сказал бы Хайдеггер, «бытие-в-болезни».

«Болезнь не сопровождает какие-то явления жизни — она теперь находится в центре этой жизни, определяет значимость, последовательность явлений (работа, отдых, развлечения, семейный и личный досуг), так как последние могут быть разными, но болезнь в тех или иных формах есть во всех, как стимул, причина или повод к тем или иным действиям, логике событий», — подчеркнул эксперт.

По его словам, болезнь лишается статуса, отныне это «болезнь вообще», которая везде, но ее нигде нельзя найти, чтобы «договориться» с ней и не существует адекватного инструментария для ее объективации.

«Коронавирус в этих условиях становится важным фактором лишения человека чувства свободы, идеальным мерилом реальности, границей между человеком и системой, внешним миром, так как почти любое столкновение с последней напоминает о болезни (онлайн работа и учеба, маски на лицах, перчатки на руках, линии на полу, обозначающие дистанцию, постоянные разговоры в сми)», — подчеркнул Якеменко.

Он пояснил, что болезнь в этой ситуации постепенно формирует язык и понятийный ряд субъекта, становится важным фактором для осознания собственного места в «эпоху коронавируса». «Таким образом, болезнь и связанные с нею страдание и дискомфорт приближают субъекта к антропологическому пределу человеческого и приводят к принципиально новому понятию тела и представлению о нем, привносят телесность извне», — подытожил эксперт.