ЧП на складе ядерных боеприпасов: расстрелян караул, 8 человек убито
25 октября рядовой Рамиль Шамсутдинов, 20 лет, застрелил 8 своих сослуживцев во время развода вечернего караула. Трагедия произошла в воинской части 54160, охраняющей объекты закрытого территориального образования (ЗАТО) «Горный» в Забайкалье. В числе объектов ЗАТО, по данным газеты «КоммерсантЪ», числится ремонтно-техническая база, которая входит в состав 12-го главного управления Министерства обороны и занимается хранением и выдачей ядерных боеприпасов. По данным «Коммерсанта», номер части: 14258.
В 18:20 по местному времени Шамсутдинова должны были сменить с поста. Согласно процедуре, ему надлежало разрядить автомат, однако он снял его с предохранителя и напал на смену. На месте погибли 7 человек, восьмой скончался по дороге в больницу.
«КоммерсантЪ» приводит список погибших: дежурный смены капитан Евсеев, начальник подразделения немедленного реагирования старший лейтенант Пьянков, ефрейтор Андреев, сержант Ковалев, рядовые: Богомолов, Никишин, Куропов и Покотило. Еще двое рядовых: Графов и Шпак — получили тяжелые ранения. Трое солдат укрылись, заслышав стрельбу, не оказали сопротивления, но остались в живых.
По тревоге было поднято в ружье внутреннее подразделение «Антитеррор», которому Шамсутдинов сдался уже за пределами воинской части, не оказав сопротивления.
2-я группа нервно-психической устойчивости
В отношении открывшего стрельбу Шамсутдинова возбуждено уголовное дело по ст. 105 ч. 2 УК РФ «Убийство двоих и более лиц», ему грозит пожизненный срок. Расследованием занимается комиссия во главе с Андреем Картаполовым, заместителем министра обороны.
Рамиль Шамсутдинов был призван лишь летом текущего года из тюменского села Вагай. Медкомиссия признала его психически уравновешенным и рекомендовала к службе с оружием. Но не без ограничений. Он всё-таки получил 2-ю группу нервно-психологической устойчивости, подразумевающую возможность эмоционального срыва при длительном нахождении в тяжелой и опасной ситуации.
Считается, что 2-я группа не мешает выполнению задач с оружием и боеприпасами. Все эти формулировки расплывчаты и многозначны. Имея же на руках произошедшее, могла быть рекомендована служба в мирное время с незаряженным оружием и под присмотром психолога.
Причины срыва
В официальном сообщении Минобороны говорится, что причиной расстрела стал нервный срыв, который был вызван личными обстоятельствами в жизни солдата, не связанными с несением службы. Не без труда можно представить, насколько жизнь молодого солдата отделима от несения службы, и какие посторонние обстоятельства могут подтолкнуть в целом психически уравновешенного солдата к тому, чтобы расстрелять смену караула и подразделение быстрого реагирования.
В подтверждение этой версии отец задержанного, сам бывший следователь, также сообщил журналистам, что в телефонных разговорах сын не жаловался ему на тяготы службы.
Однако, по данным газеты «КоммерсантЪ», из воинской части, где произошло ЧП, командованию было доложено, что причинами трагедии были неуставные отношения. «Газета.Ru» сообщает, что именно эту версию расследует Следственный комитет РФ. Как передает ИА REGNUM, задержанный Шамсутдинов вину признал и в содеянном не раскаивается.
Тюменское издание «72.ru», ссылаясь на одного из своих читателей, описывает как мучителя новобранцев погибшего лейтенанта Пьянкова: «Я предполагаю, что это связано со старшим лейтенантом Данилом Пьянковым. Во время моей службы несколько лет назад, когда мы шли в караул, он постоянно требовал, чтобы мы ему купили что-то поесть. Он постоянно всех унижал», — откровенничает некто Дмитрий Д., бывший солдат-срочник воинской части 54160.
В числе собственных тягот под командованием Пьянкова, он также вспомнил недосыпание, необходимость учить Устав караульной и гарнизонной службы, а также многочасовые тренировки в надевании «защитного костюма», видимо ОЗК.
Источники «Газеты.Ru» в воинской части неуверенно сообщили изданию, что Шамсутдинова «могли преследовать по национальному признаку».
По данным «72.ru», сослуживцам арестованного пообещали вознаграждение за мобильный аппарат Шамсутдинова.
Стоит заметить, что командование воинских частей старается пресекать владение личными мобильными телефонами именно во избежание «шокирующих новостей извне». По словам командира подмосковной части инженерных войск, «телефоны отбираем, и пусть мамы не жалуются. Сыну в караул с оружием заступать, а ему девушка по телефону скажет, что к другому ушла, и что будем делать? По воскресеньям все они мамам звонят с моего мобильного из моего кабинета».