СМИ: торжественные похороны погибшего жандарма мобилизовали Францию
Похороны героически погибшего французского жандарма Арно Бельтрама, обменявшего себя на заложницу, прошли в Париже 28 марта и были широко освещены французскими СМИ.
Когда вооруженный исламист 23 марта захватил заложников в супермаркете в городе Требе на юге Франции, подполковник жандармерии Арно Бельтрам предложил обменять себя на захваченную служащую магазина. Попытавшись обезоружить террориста, он получил смертельное ранение, но женщина была спасена. Жандарм скончался от ран 24 марта.
По этому поводу Эмануэль Макрон объявил национальный траур, подробный репортаж о похоронах героя в присутствии нескольких французских президентов и высокопоставленных военных ведущие телеканалы передавали весь день 28 марта.
Профессионально снятые кадры перед минутой молчания поразили французов. «Несколько музыкальных нот, шум дождя по брусчатке и особенно ...тишина», — так описывает торжественность момента издание Le Point, не преминув отметить некоторую «постановочность» поведения президента –«Эмануэль Макрон проходит мимо войск как бы проводя их смотр и вглядываясь в каждого». Зрителей поразила эта 30-минутная тишина, когда генералы и главный прокурор стояли почти не шевелясь под проливным дождем. Издание пишет, что в этот момент все граждане страны почувствовали свою «сопричастность».
Удивительны были и слова главы государства: «Принять смерть ради жизни невинных людей — этот принцип лежит в основе обязательства воина. Быть готовым отдать свою жизнь, потому что нет ничего более важного, чем жизнь согражданина, именно это стало внутренней движущей силой преодоления. Было проявлено величие, которое ошеломило Францию».
Необычно прозвучали слова о выходе за пределы человеческих возможностей не только из уст епископа французской армии, но и от далекого от подобных категорий президента Макрона: «Подполковник Бельтрам столкнулся с самой глубокой и, возможно, самой загадочной частью своего служения». Он также отметил «историческую преемственность» подвига, вызывая память о Жане Мулене и Пьере Бросолетте, «рыцарские тени всадников Реймса и Патай, безымянных героев Вердена и Праведников, спутников Жанны и Киффера».
К национальным скрепам обращались и другие выступавшие. Многие отметили чувство сопричастности, охватившее французов. В частности, руководитель движения «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон сказал: «В эти моменты нас всех что-то объединяет. Поэтому, в конце концов, это наша победа, мы благодаря его подвигу, как бы выросли».
Напомним, 23 марта выходец из Марокко, объявивший себя сторонником ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) совершил атаку на юге Франции, расстреляв полицейский пост, а затем захватив в заложники 8 посетителей супермаркета. Он требовал освобождения Салаха Абдеслама, арестованного за участие терактах в Париже в ноябре 2015 года. В результате теракта погибли 5 человек, около двенадцати получили ранения.
Величие поступка Арно Бельтрама, конечно, выходит за рамки повседневности, однако французские СМИ столь высоким слогом давно не говорили о подвиге. Героизм в современном благополучном, сытом европейском обществе мало востребован. В Европе, говоря о войне, акцент принято делать на количестве жертв и глубине их страданий. Неожиданное обращение к героическому, тем более, к «исторической преемственности», к таким категориям, как преодоление, разбудило французов, в обществе возникло чувство единения без различия на левых и правых, чувство исторической гордости, победительности, в общем все то, что могло бы послужить началом мобилизации.