Среднюю Азию признали одним из наиболее «тупиковых» регионов в мире

Цзян Хуэй. Готовка
Цзян Хуэй. Готовка

Транспортная связанность стран Средней Азии признана Всемирным банком весьма низкой, что подрывает их конкурентоспособность в международной торговле и повышает стоимость импортных товаров для местного населения, сообщает 2 апреля пресс-служба Всемирного банка.

«Страны Центральной Азии являются одними из наименее „соединенных“ экономик в мире. Индикатор связанности в регионе в среднем составляет менее 60 процентов по коэффициенту транспортного доступа в отношении к глобальному ВВП — это самый низкий показатель по данной шкале», — говорится в пресс-релизе Всемирного банка по итогам организованного им онлайн-брифинга «Транспортная связанность в Центральной Азии: вызовы и возможности».

Низкая транспортная связанность повышает стоимость импорта и экспорта товаров в регионе, что снижает конкурентоспособность местных товаров за рубежом и повышает цену импорта для местных потребителей. К примеру, себестоимость транспортировки контейнера в Шанхай из любой среднеазиатской страны более чем пятикратно превышает стоимость его доставки из Польши или Турции.

Внутри стран Средней Азии транспортная связанность также остается ограниченной из-за отсутствия в большинстве частей региона необходимой транспортной инфраструктуры и высокой стоимости услуг перевозок, что ограничивает доступ населения к услугам и экономической деятельности, снижает занятость и препятствует развитию туризма.

Несмотря на то, что страны Средней Азии направили значительные средства в развитие инфраструктуры, регион по-прежнему отстает от других стран со средним уровнем доходов как по объемам инфраструктурных инвестиций, так и усилий по поддержанию эксплуатационного состояния инфраструктуры.

Индекс эффективности логистики за последние двадцать лет либо остался на том же уровне, либо снизился по сравнению с 2010 годом во всех странах Средней Азии. Важным фактором, снижающим индекс эффективности логистики стран региона, является неэффективность процедур и ограниченная пропускная способность таможенных постов.

По мнению Всемирного банка, основные сложности для налаживания транспортной связанности в Средней Азии заключаются в низкой производительности государственных предприятий, которые доминируют в транспортных перевозках всех стран региона, в необходимости гармонизации стандартов содействия транспортным перевозкам и торговле, а также в неэффективности систем управления процессами.

«Правительствам региона необходимо расставить приоритеты и определить наиболее подходящие инициативы, способствующие экономическому развитию их стран», — подчеркнула региональный Директор Всемирного банка в Центральной Азии Лилия Бурунчук, добавив, что Всемирный банк продолжит содействовать государствам региона в улучшении их транспортной связанности «посредством консультативно-аналитических услуг и финансирования, объемы которого в области развития инфраструктуры достигли более 5 миллиардов долларов за последние 10 лет».

Напомним, после разрушения СССР были разорваны производственные связи между бывшими союзными республиками, прекращены капитальные вложения в межреспубликанскую инфраструктуру, а участие международных экономических игроков было направлено на выкачивание ресурсов и захват внутренних рынков стран региона.