В Петербурге прошел заключительный концерт фестиваля русского искусства

Изображение: © Красная Весна
Дом Композиторов в Санкт-Петербурге. Перед началом концерта. 29.11.2017
Дом Композиторов в Санкт-Петербурге. Перед началом концерта. 29.11.2017

Заключительный концерт XVI международного фестиваля русского искусства «Петербургская осень» прошел 29 ноября в Петербурге в Доме композиторов, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Концерт был посвящен творчеству Марины Цветаевой, переложенному на музыку. По словам художественного руководителя фестиваля, петербургского композитора Михаила Журавлева, музыкально осмыслить интонацию стихов Цветаевой невероятно трудно, так как она поэт милостью Божией, и ее тексты музыкально и поэтически самодостаточны. Поэтому среди множества авторов, обращавшихся к ее поэзии с целью переложения на музыку, оставались единицы. В программе в исполнении Зои Журавлевой (сопрано) и Алексея Махлаевского (фортепиано) звучали произведения на стихи Марины Цветаевой и музыку Микаэла Таривердиева, Андрея Петрова, Владислава Успенского.

Завершал концерт вокальный цикл Михаила Журавлева под названием «Путь», написанный в жанре реквиема. Во вступительном слове, предваряющем исполнение, Михаил Журавлев отметил, что положенные в основу реквиема конкретные строки цветаевских стихов в заключительной части цикла посвящены неприятию поэтом происходящей тогда фашизации Европы, и эти строки резонируют с сегодняшними событиями. Говоря про нынешний поворот Европы вправо, композитор подчеркнул: «Это не просто страшно, это опасно. Потому что фашистская идеология — это слишком простая и удобная вещь, которую легко принять. Ее действительно легко принять, а отвязаться от нее почти невозможно — во всяком случае, это стоит очень больших потерь. И в этом смысле цикл „Путь“ — это фундаментально антифашистское сочинение, несмотря на то, что все мотивы там личные». Композитор подчеркнул, что поэзия подлинного поэта потому и велика, что, поднимаясь над частностями, показывает общность.

После концерта художественный руководитель фестиваля, отвечая на вопрос о характере динамики фестиваля, проходящего уже в шестнадцатый раз, ответил: «Я, наконец, дожил до того момента, когда после глубоко пессимистической, как говорят — кислотной, мрачной музыки во всех смыслах появилось молодое поколение с очень светлым и жизнеутверждающим взглядом. В предпоследний день фестиваля приезжал московский „десант“ и давал концерт „СТАМ в Петербурге“. Выступали лауреаты конкурса „СТАМ“ (это молодежное движение, которое проводит конкурсы). Был восторг от того света, который некоторых авторов просто пронизывает. Это отрадно! Я давно не слышал такой концентрации света в музыке сегодняшнего дня. В Петербурге, к сожалению, это пока не очень заметно».

Напомним, что XVI международный фестиваль «Петербургская осень», целью которого является сохранение и развитие русской культуры, стартовал 4 ноября. Программа мероприятий включала музыку, литературные вечера, творческие встречи, кино. В рамках фестиваля прошла научно-практическая и историко-просветительская конференция «Шостаковичские чтения».