1. Культурная война
  2. Культурная репатриация
Глазго, / ИА Красная Весна

Коренные американцы призвали музеи Шотландии вернуть три артефакта

Роза Бонёр. Индейцы с копьями верхом на лошадях. 1890
Роза Бонёр. Индейцы с копьями верхом на лошадях. 1890

Активисты движения коренных американцев потребовали у двух шотландских музеев возвращения артефактов, изъятых у убитых в 1890 году представителей народа лакота, об этом 11 февраля пишет The Art Newspaper.

Артефакты были изъяты у убитых американскими солдатами представителей народа лакота во время резни «The Wounded Knee Massacre» (резня у Раненого колена), которая произошла в резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте. Было убито около 300 человек.

Мокасины, ожерелье и детская шапка были среди четырех предметов, проданных в 1892 году художественной галерее и музею Келвингроу в Глазго переводчиком Джорджем Крэгером из шоу «Дикий Запад Буффало Билла», популярного в то время передвижного развлекательного представления, романтизировавшего завоевание американского континента.

Четвертым предметом была рубашка для «Танца призраков», талисман лакота, предназначенный для защиты своего владельца от вреда. Предмет был возвращен племени в 1998 году после многолетних переговоров, проведенных покойной активисткой Марселлой Лебо.

По неизвестным причинам три других предмета остались в Глазго. По словам Дэвида Макдональда, заместителя руководителя и председателя Glasgow Life, организации, которая курирует несколько музеев в Глазго, другие артефакты не были запрошены, когда речь зашла о рубашке для «Танца призраков».

Однако Чарльз Нью-Холи, исполняющий обязанности главы ассоциации выживших, говорит, что Лебо уже вела переговоры о возвращении предметов до того, как умерла в ноябре прошлого года в возрасте 102 лет. Он также утверждает, что рубашка для «Танца призраков» и три предмета, которые все еще хранятся в Глазго, должны перейти во владение «Ассоциации выживших у Раненого колена», а не правительства племени, которое не в полной мере представляет прямых потомков выживших во время резни.

«Когда рубашка для „Танца призраков“ была возвращена, она не попала в „Ассоциацию выживших у Раненого колена“; она отправилась в совет племени, а затем в музей, — говорит Холи. Весь процесс прошел мимо нас. Эти предметы принадлежат нашим дедушкам и бабушкам — их дух все еще связан с ними, — но люди видят в них престиж и деньги. Это духовные предметы, которые не должны нигде демонстрироваться».

Случаи репатриации защищены в США «Законом о защите и возвращении могил коренных американцев», который требует, чтобы учреждения, финансируемые из федерального бюджета, проводили инвентаризацию предметов и человеческих останков коренных народов для облегчения их возвращения. Но между коренными американцами и иностранными правительствами не существует аналогичного соглашения, вопрос репатриации артефактов в других странах осуществляется на усмотрение каждого музея.

Последний заметный случай репатриации с иностранным учреждением касался немецкого музея Карла Мая, названного в честь писателя, который собрал обширную коллекцию артефактов коренных народов в 19 веке, а также 17 скальпов, принадлежащих членам племени оджибве. Запрос на репатриацию был отправлен в 2014 году, но музей не решился вернуть скальпы.

«В течение восьми лет существовали языковые и культурные барьеры и переговоры, и в конечном итоге совет директоров согласился репатриировать скальпы не племени, а Государственному департаменту США, не признавая нас суверенной нацией», — говорит Коллин Медисин, директор программы Ассоциации по делам американских индейцев и бывший специалист по репатриации племени оджибва. «Госдепартаменту пришлось подготовить документ с конкретными формулировками, утверждающими, что они являются хранителями, а не законными опекунами, прежде чем скальпы были, наконец, доставлены племени и перезахоронены».

В августе прошлого года городской совет Глазго восстановил комитет, который в последний раз заседал в 2007 году, для решения различных вопросов репатриации, включая возвращение нескольких бенинских бронзовых изделий и других артефактов.