Семья из Хиросимы вступила в 2022 год под часами, пережившими бомбардировку

Изображение: jon williams (сс) flickr com
Механизм часов «Ansonia»
Механизм часов «Ansonia»

Большой редакционный репортаж об уникальных настенных часах, переживших атомную бомбардировку, публикует 1 января The Asahi Shimbun.

Настенные часы, доставшиеся Эйдзи Коидзуми от его деда, выдержали испытание временем и взрывом атомной бомбы.

Часы ходят и бьют уже более 100 лет, несмотря на то что они пострадали во время атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года.

73-летний Коидзуми, живущий в приходе Саэки в Хиросиме, надеется передать семейную реликвию своим детям и их потомкам вместе с воспоминаниями о своих предках.

Размером около 50 сантиметров в высоту и 20 см в ширину, часы имеют логотип «Ansonia» в нижней части. Интересно, что часы, как и атомная бомба, были изготовлены в Америке. Это продукт компании Ansonia Clock Co., основанной в 1850-х годах.

Коидзуми рассказал, что его дед Коити, работавший в финансовой индустрии, купил часы, когда навещал своих родственников в Соединенных Штатах. Сейчас часы нужно заводить три раза в день, потому что стрелки постепенно замедляются.

Когда на Хиросиму была сброшена атомная бомба, часы висели в гостиной семейного дома Коидзуми, который находился на территории нынешнего хиросимского прихода Ниши.

Дом находился примерно в 6 километрах от эпицентра. Стеклянные окна и бумажные экраны «седзи» были разбиты сильным взрывом.

Часы упали на пол и получили царапину длиной около 10 см, которая до сих пор видна на боковой стороне циферблата. Однако часы не переставали тикать.

Тогда Эйдзи Коидзуми еще не родился, но ему рассказали, что его мать во время взрыва получила ожоги на лице, когда кормила грудью его старшего брата на веранде. Отец Эйдзи — Масару, подвергшийся воздействию атомной бомбы вблизи эпицентра, никогда не рассказывал о своем опыте до самой смерти. Но когда Масару переехал 26 лет назад в дом Эйдзи, он принес с собой свои заветные часы и повесил их в гостиной.

«Я думаю, что он не хотел забывать свои воспоминания, какими бы болезненными они ни были и как бы трудно ему ни было говорить о них», — полагает Эйдзи. Масару умер четыре года спустя. С тех пор о часах заботится Эйдзи.

Для Эйдзи часы — это напоминание о войне и атомной бомбе. Каждый раз, когда он смотрит на них, он вспоминает руки своей матери и аромат благовоний, наполнявший улицы, когда они каждый год 6 августа ходили в Мемориальный парк мира в Хиросиме.

Часы остановились только один раз, через три месяца после того, как 11 лет назад умерла его мать.

Эйдзи не мог избавиться от чувства потери, и как только он узнал, что в Куре, также в префектуре Хиросима, есть хороший часовой мастер, он отправился к нему, чтобы просить о помощи. Часы снова начали ходить после смены пружины.

Двое сыновей Эйдзи тоже выросли под этими часами. Старший сын, 39-летний Шуити, живущий неподалеку, сказал: «Это то, что показывает страдания от атомной бомбардировки в нашей повседневной жизни. Я хочу передать часы будущим поколениям».

Надеясь, что его внук когда-нибудь унаследует реликвию, Эйдзи говорит 8-летнему Сота, что придет и его время заводить часы.