В Брюсселе неожиданно обнаружили подлинник «Святого семейства» Йорданса

Якоб Йорданс. Святое семейство.
Якоб Йорданс. Святое семейство.

Инвентаризация имущества брюссельской ратуши Сен-Жиль обнаружила, что картина, висевшая на стене в течение 60 лет, написана рукой мастера барокко Якоба Йорданса, 8 декабря сообщает The History Blog.

Департамент столичного региона Брюсселя обратился в Королевский институт культурного наследия (KIK-IRPA) с просьбой провести инвентаризацию всех движимых культурных ценностей, висящих на стенах или хранящихся на чердаках мэрии Сен-Жиля.

В здании было обнаружено более 800 произведений искусства, а инвентаризация заняла целый год. «Святое Семейство» на стене градостроительного бюро приписывалось последователю Йорданса и считалось копией композиции на равне с тремя другими копиями, находящимися в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Эрмитаже и Альте-Пинакотеке в Мюнхене.

Как только работники института сняли картину со стены, они обнаружили в нижней половине знак руки и замок Антверпена, частично скрытый деревянными элементами рамы. Это была печать Гильдии святого Луки Антверпенского, выжженная на панели раскаленным железом. Рядом с замковым знаком была обнаружена монограмма «GA», что соответствует имени Гиллиама Эртссена. Эртссен был мастером по изготовлению рам и панелей и мастером Гильдии святого Луки. Он делал панно для всех лучших художников Антверпена, в том числе и для Йордана. Эртссен использовал этот стиль знака между 1617 и 1623 годами.

Искусствоведами и реставраторами картина изучалась всеми доступными методами — рентгеновскими, инфракрасными, ультрафиолетовыми. Дендрохронолог подсчитал кольца роста, видимые по краям досок. Было обнаружено, что Балтийский дуб, из которого была сделана панель, был срублен в 1613 году.

Комплексное исследование определило, что это была подлинная «Святое Семейство» Якоба Йорданса, написанная около 1617 года. Это самая древняя картина этого автора из всех дошедших до нас.

Анализ древесины также показал, что панель сделана из того же дерева, которое использовал Энтони ван Дейк в трех картинах. Это подтверждает, что Ван Дейк и Йорданс работали вместе в мастерской Рубенса, когда они были молодыми людьми.