1. Классическая война
  2. Вооружения стран Европы
Брюссель, / ИА Красная Весна

США зарабатывают на оборонной политике ЕС — Berliner Zeitung

Изображение: ( cc) Spc. Nathanael Mercado
САУ PzH 2000. Германия.Бундесвер
САУ PzH 2000. Германия.Бундесвер

Оборонная политика ЕС противоречива и неэффективна, а главным бенефициаром являются США, 28 сентября пишет эксперт по восточноевропейской политике Ян Опилка в статье для газеты Berliner Zeitung.

До сих пор все страны Евросоюза предпочитают размещать свои оборонные заказы у отечественных компаний, а там, где отсутствует технологический опыт, заказы обычно достаются оборонным производителям в США. В марте этого года на презентации Европейской оборонно-промышленной стратегии (EDIS) комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер обозначила сложившиеся пропорции: в период с февраля 2022 по июнь 2023 года почти 80% оборонных расходов отдельных государств ЕС придется на страны за пределами ЕС, 63% из них — только на США.

В 2014–2018 годах около 35% приходилось на американские компании. Рост оборонных заказов, размещенных в США во многом связан с поставками оружия и боеприпасов из стран ЕС на Украину и вызванное этими поставками частичное истощение их собственных запасов оружия.

Отмечается, что Комиссия ЕС разработала первые инструменты для укрепления европейских оборонных компаний — например, Европейскую программу оборонной промышленности EDIP. Для того чтобы инициировать совместные закупки вооружений несколькими государствами ЕС, в рамках программы EDIP на данный момент выделено около €1,5 млрд (155 млрд руб.) непосредственно из бюджета ЕС.

Совокупные расходы всех стран-членов ЕС на вооружение и оборону составили в 2023 году около €310 млрд (32 трлн руб.), а в 2024 году ожидается их увеличение примерно на 15%. По мнению экономиста из аналитического центра Bruegel Гунтрама Вольфа, «предлагаемые €1,5 млрд (155 млрд руб.) на промышленное развитие, конечно, не будут иметь существенного значения для сектора с оборотом в €70 млрд (7,25 трлн руб.)».

При этом канцлер Германии Олаф Шольц выступил против того, чтобы страны ЕС брали на себя совместные долги, поскольку вооружение — это дело отдельных государств-членов. Шольц заявил, что ЕС должен лишь «продвигать промышленные процессы» и поддерживать исследования и разработки в оборонном секторе.

Однако страны Восточной Европы, особенно Польши, намерены использовать бюджеты ЕС для софинансирования своих расходов на национальную оборону. При этом страны Восточной Европы полагаются в основном на американское оружие — и планируют продолжать делать это в будущем.

Директор программы по Европе, России и Евразии в американском аналитическом центре «Центр стратегических и международных исследований» (CSIS) (организация, признанная нежелательной в РФ) политолог Макс Бергманн, считает крайне важным, что США намеренно используют европейскую слабость в своих интересах.

Основная проблема оборонного рынка ЕС заключается в том, что он состоит из более чем 25 различных пятиугольников, каждый из которых имеет свою собственную национальную систему закупок. Но несмотря на это, все усилия Европы по улучшению промышленного сотрудничества наталкиваются на яростное сопротивление американских властей, которые ссылаются на опасения американских компаний по поводу исключения из европейского рынка.

Проблема, по мнению Бергманна, заключается в том, что, приобретая крупную систему вооружений, страна берет на себя обязательство покупать и обслуживать этот танк или самолет в течение десятилетий, откладывая следующую возможность сменить поставщика и закрепляя фрагментацию Европы. Это происходит всякий раз, когда европейская страна покупает систему ПВО Patriot американской компании Raytheon вместо системы SAMP/T франко-итальяно-британского конкурента Raytheon — MBDA; Lockheed Martin F-16 вместо Saab Gripen из Швеции; или танк Abrams вместо британского Challenger, французского Leclerc или немецкого Leopard.

Отмечается, что для восточноевропейских стран ЕС в целом быстрые поставки оружия из США или Южной Кореи имеют приоритет над долгосрочным развитием европейской политики вооружений. При этом одной из самых больших политических озабоченностей последних месяцев стало то, что страны ЕС не смогли вовремя произвести запланированный миллион артиллерийских боеприпасов калибра 155 мм, несмотря на финансовые стимулы со стороны ЕС в размере 500 миллионов евро (51,5 млрд руб.), несмотря на «Акт о производстве боеприпасов» (ASAP), принятый Советом ЕС в марте 2023 года.

США в свою очередь не заинтересованы в том, чтобы европейцы в будущем стали слишком независимыми и закупали слишком много своей оборонной продукции у европейских компаний в долгосрочной перспективе.