Идея восхождения человека объединит светских и религиозных людей — Кургинян

Диего Ривера. Человек на распутье (фрагмент). 1934
Диего Ривера. Человек на распутье (фрагмент). 1934

Вера в возможность развития человека позволяет преодолеть идею, что человек — двуногий зверь, наделенный разумом, заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 22 декабря в авторской передаче «Смысл игры».

«Идея, которая позволяла надеяться на то, что этот зверь не уничтожит человечество, а более того — является венцом творения, спасения, космических перспектив для человечества, — состояла в том, что человек изменяем, — подчеркнул Сергей Кургинян. — Что преображение может осуществляться не только руками Бога, но оно может осуществляться на Земле руками человека, и что человек может восходить».

При этом политолог обратил внимание на параллели в видении такого восхождения у светских и религиозных людей. Такое восхождение, как указал Кургинян, осуществляется «для религиозного человека — к Богу», а «для светского человека — к новому человеку, Человеку с большой буквы и так далее».

И, соответственно, этот изменившийся человек сможет создать новый мир, в котором «не только будет создана хорошая социальная среда, но еще и будут особые возможности для этого восхождения, побуждения человека к раскрепощению и пробуждению всех его высших творческих способностей, к его космическому уделу, к его высшим, космическим функциям».

Именно эта идея была по-настоящему коммунистической, или марксистской, идеей, подчеркнул политолог. Он пояснил, почему на начальном этапе развития коммунистического движения эта идея не могла быть заявлена во всей полноте.

«Маркс не мог придавать ей решающего значения в эпоху, когда варварская эксплуатация человека человеком должна была быть на первом плане, когда голодные дети умирали в трущобах, когда люди жили в условиях скотских, не дающих им элементарно стать людьми, — сказал Кургинян. — Конечно же, в этом смысле внимание Маркса к эксплуатации, и Ленина, и других, было оправдано».

Однако, напомнил политолог, Маркс никогда к этому все не сводил, он называл настоящей целью коммунизма преодоление отчуждения от родовой сущности.

«Взял ли он эту родовую сущность от Фейербаха или изобрел сам — неважно, но, по сути, эта родовая сущность, отчуждение от которой приводит к духовной смерти, а преодоление — к живой жизни, ничем не отличается от того, что религиозный человек называет отчуждением от Господа», — пояснил политолог.

В этом смысле религиозным и светским людям есть о чем договориться, считает Сергей Кургинян.