1. Социальная война
  2. Защита животных
ИА Красная Весна /
Интервью с  руководителем приюта списанных служебных собак «ГВАРДИЯ» Сергеем Фокиным и администратором приюта Натальей Юрьевной

«Главное, чтобы у профессионалов не сместились ориентиры»

Изображение: Приют «Гвардия» ©
Вольер для собак в приюте «Гвардия»
Вольер для собак в приюте «Гвардия»

В пятницу 5 июня президент РФ Владимир Путин провел онлайн-встречу с экологами и зоозащитниками, приуроченную ко Дню эколога. В беседе была поднята тема помощи приютам для животных.

Приюты сильно пострадали из-за ограничительных мероприятий, вызванных пандемией. Их расходы на бездомных животным включают в большой степени пожертвования частных лиц и организаций, например, школ. С началом в России эпидемии перечисления резко сократились, что поставило помощь бездомным кошкам и собакам под большой вопрос.

В интервью ИА Красная Весна сотрудники одного из крупнейших частных приютов для животных в Московской области — приюта для списанных служебных собак «Гвардия», находящегося в д. Дивово Сергиево-Посадского района — рассказали о том, как живется самим приютам для животных в России.

ИА Красная Весна Сергей Николаевич, средств для бездомных животных стало меньше?

— Меньше стало пожертвований. Понятно, что люди по домам сидят без работы. А помогали в основном малоимущие. Государство только прибегает, ставит в определенные рамки. Мы законопослушны и стараемся ошибки исправлять. Но ни льгот, ни другой помощи нет. Дорога к нам никакая. Как весна, осень, всё таскаем на себе или трактором, если есть деньги нанять. У нас за пятьсот животных, в Сергиево-Посадском районе это самый большой частный приют. У муниципальных побольше возможностей.

Изображение: Приют «Гвардия» ©
Помощь, собранная учениками московской школы №867
Помощь, собранная учениками московской школы № 867

ИА Красная Весна Может, приютов в стране переизбыток?

— Не хватает. При этом — хорошо, чтобы не мешали. Обычная зоозащита. У них нет прав, но есть мнение и они лучше всех знают, как надо содержать животных. Любят поучать других и знают, как всё надо делать.

ИА Красная Весна Что заставило вас заниматься кошками и собаками?

— Тогда, когда я начинал, хотел помочь силовым структурам. В середине 90-х уничтожались все учебные центры по служебным собакам. Начиналось в начале 90-х. Когда пришла электроника, стали полагать, что она заменит собак — всё она видит, всё она знает. Содержать животных тяжело. Много служебных собак было уничтожено, хороших людей было выброшено на улицу — инструкторов служебного собаководства. В основном, крупные питомники по России были уничтожены.

В то время я занялся строительством небольшого приюта для собак, работающего на силовые структуры — на поиск взрывчатых и наркотических веществ. Нас было человек шесть. Нам дали землю в аренду, начали строительство, обивали пороги. Но мы не получили поддержку, ребята разбежались, я остался.

Осталось и несколько служебных собак — 12–14. Начал переквалифицироваться. Одному не поднять было натаскивание на наркотики и взрывчатые. Поэтому стал тренировать их как сторожевых для охраны рынков и т. п. Так и пошло. Но где эти собаки, там и бездомники. Кого-то сбила машина, где-то щенков принесли, где-то кошку на помойке взял. Так с тех пор и живут рядом со служебными. Специальной цели не было. Одна перешла в другую — помощь бездомным животным.

Но тем самым помогаешь и государству. Они содержатся, их вакцинируют, ухаживают, кастрируют, пристраивают, они не сбиваются в стаи. Спасаем и от вандалов их. Пару показательных судебных процессов нужно, и тогда прекратится жестокость.

ИА Красная Весна За 20 лет когда было проще содержать?

— Никогда проще не было. Чтобы пристроить, их надо социализировать — элементарным навыкам научить — «сидеть» и «ко мне». Мы проводим такие мастер-классы.

ИА Красная Весна Какой поддержке от государства вы были бы рады?

— Любой помощи. От иголки до самолета, образно говоря. Дорогу бы построили. Это была бы неоценимая помощь. Еще услуги СББЖ (станция по борьбе с болезнями животных — прим. ИА Красная Весна), т. е. ветеринарию сделали бы бесплатной. Мы выполняем все требования государственной ветеринарии, которые предписывает Минсельхоз. Будь льготы на лечение и стерилизацию, было бы здорово.

Изображение: Приют «Гвардия» ©
Сотрудники «М-Видео» помогают приюту «Гвардия». 2018 год.
Сотрудники «М-Видео» помогают приюту «Гвардия». 2018 год.

В деле помощи важно не потерять главную цель — благо для животных, продолжает беседу администратор приюта «Гвардия» Наталья Юрьевна.

— Мы профессионалы, но наши животные не страдают из-за нашего профессионализма. Главное, чтобы у профессионалов не сместились ориентиры, когда результат становится важнее блага животного. По аналогии с человеческим миром, мы видим, как у нас оптимизировали медицину, например. Взялись профессионалы, всё оптимизировали, а благо человека ушло на дальний план. Поэтому с животными важно, чтобы благо не ушло на задворки.

Например, программа отлова и стерилизации. Она не для блага животных, хотя и называется «гуманное регулирование численности животных». Она не предусматривает заботы о них после того, как ее стерилизовали, ее выпустили обратно в мир. Что с ней будет, никто не думает. А в реальности после выпуска они живут три-четыре месяца.

Полтора месяца она живет под присмотром: получает корм, находится под уходом. Поле этого ее возвращают в природу, где она должна конкурировать с другими собаками за места обитания, с местными бомжами за помойки, плюс агрессия людей, которым не нравятся собаки, как правило. Полгода собака еще поживет. Мы в свое время приняли решение из этих программ выйти, т. к. это не для блага животных. Нужно решить, чтобы те, кто участвует в отлове животных, оставляли их у себя на пожизненное обеспечение, содержание. Отлов-стерилизация-содержание.

Государство разработало правила содержания животных в приютах частных и муниципальных в конце 19 года, предусмотрев разные мелочи. Но помощи нет. Хорошо бы послабления с заработной платой, чтобы меньше были выплаты страховых взносов, какие-то льготы на электроэнергию предусмотреть.

Еще одна проблема есть. Большинство частных приютов расположено на землях сельхозназначения, которые ни при каких основаниях не могут получить код, предусматривающий разрешение на использование земельного участка под приюты для животных. 99% приютов расположены на таких землях. Получается глупость. Курирует приюты Минсельхоз, ветеринария находится в структуре сельского хозяйства. Но питомник не может находиться на земле сельхозназначения. Мы хотим, чтобы власть услышала эту проблему, как сделать так, чтобы земли приютов попали в нужную категорию земли для осуществления своей деятельности.

А еще нужны налоги на животных, которые содержатся дома. Ведь в вопросе с животными зоозащитники считают, что государство должно стерилизацией заниматься, оплачивать чип. На наш взгляд, владельцы должны сами это делать.

Пиаром тоже государство могло бы помочь приютам. Ведь главное, чтобы приюты пристраивали собак, поскольку там они тоже долго не живут. Вообще, это должно быть главной целью — устроить животное в новый дом.