1. Культурная война
  2. Акты вандализма
Москва, / ИА Красная Весна

Шедевры живописи и вандалы: краткий обзор преступлений и возрождений

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года Илья Репин 1883—1885
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года Илья Репин 1883—1885

25 мая 2018 года в Москве в Государственной Третьяковской галерее посетитель металлическим столбиком ограждения разбил защитное стекло и повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (более известна как «Иван Грозный убивает своего сына»). Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. При падении стекла сильно пострадала и авторская художественная рама.

Реставраторы музея провели неотложные аварийные работы по извлечению стекла, демонтажу картины и рамы. Полотно было снято с постоянной экспозиции и перемещено в реставрационную мастерскую галереи.

В отношении вандала возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия...»). Обвиняемый, житель Воронежа 37 лет, задержан. Свой поступок мужчина пояснил тем, что на картине изображены недостоверные исторические данные.

Картина Репина не первый раз подвергается нападению. В 1913 году, 16 января, картину изрезал ножом 29-летний старообрядец иконописец Абрам Балашов (было повреждено лицо царя Ивана Грозного). Хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, узнав об этом, совершил самоубийство.

Сначала восстановлением картины занялся Илья Репин. Им было переписано лицо царя, однако, из-за смены творческой манеры автора, результат сильно отличался от первоначального, в том числе и гаммой. Директор галереи Игорь Грабарь принял решение удалить нанесенные автором краски и реставрировать оригинальное изображение, восстановив утраченный слой акварелей и затерев его лаком. Картина вернулась в экспозицию весной того же года, но никогда не покидала стены галереи для демонстраций. С 1927 года картина постоянно выставлялась в Третьяковской галерее под стеклом.

Художественные полотна в музеях нередко подвергаются нападениям вандалов. Так, например, 15 июня 1985 года в Государственном Эрмитаже Ленинграда картина голландского художника Рембрандта Харменса Ван Рейна «Даная» (1636 г.) была облита серной кислотой и порезана ножом. Повреждение полотна составило 27%. Трагедия произошла в выходной день, перед закрытием. Чтобы спасти полотно, смыть кислоту, сотрудники Эрмитажа облили картину водой. На глазах у них растворялся шедевр мировой живописи, пол был залит цветной водой. Преступник, житель Литвы Бронюс Майгис, сначала объяснил свой поступок политическими мотивами, затем — женоненавистничеством, а позже заявил о желании привлечь к себе внимание. Картину восстанавливали в течение 13 лет. 18 октября 1998 года «Даная» вновь была выставлена в музее.

17 июля 1987 года в Лондонской национальной галерее посетитель расстрелял из ружья полотно Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» (1497–1499 годы). Защитное стекло остановило пули, однако его осколки серьезно повредили картину. Реставрация шла больше года, полотно возвращено на выставку в мае 1989 года.

20 апреля 1988 года в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия) были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера, в том числе алтарь Паумгартнеров (ок. 1503 г.). Нападавший ранее уже привлекался к уголовной ответственности за аналогичные преступления.

6 апреля 1990 года в Рейксмузеуме в Амстердаме вандал при помощи баллончика с кислотой пытался повредить картину Рембрандта «Ночной дозор» (1642 г.). При этом нападении пострадал лишь лаковый слой; картина подвергалась нападениям и ранее — в 1911 и 1975 годы преступники пытались повредить ее ножом.

4 января 1997 года в музее «Стеделийк» в Амстердаме уроженец Алма-Аты, художник-акционист Александр Бренер повредил картину Казимира Малевича «Белый супрематический крест» (1920 1927 гг.), нарисовав на ней зеленой краской символ доллара. Свой поступок обвиняемый назвал протестом против «коммерциализации искусства».

21 января 1998 года в Капитолийском музее в Риме на выставке «Анри Матисс и Восток» на трех картинах были выявлены повреждения, сделанные острым предметом. Две из них — из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции — пострадали серьезно, на полотне «Стоящая Зора» из Государственного Эрмитажа остался след размером 4 см. Вандала не нашли.

5 апреля 2007 года в Художественном музее Милуоки посетитель пробил рукой дыру в картине итальянского художника Оттавио Ваннини «Триумф Давида» (1640 г.), затем сорвал ее и стал топтать. Преступника задержали. Картину восстановили.

7 октября 2007 года в парижский музей Орсэ после его закрытия в состоянии алкогольного опьянения проникли четверо молодых людей и девушка. Убегая из-за сработавшей сигнализации, один из мужчин ударом кулака серьезно повредил картину французского живописца Клода Моне «Мост в Аржантее» (1874 г.). Картина была отправлена на реставрацию, правонарушителей арестовали.

16 июля 2011 года в Лондонской Национальной галерее 57-летний местный житель нанес из аэрозоля красную краску на картины французского живописца ХVII века Николя Пуссена «Поклонение золотому тельцу» и «Поклонение пастухов» (1633–1644 гг.). Был поврежден верхний прозрачный слой, защищающий картину от повреждения, а также ретушь. Реставрация заняла два дня, после чего полотна были возвращены в Национальную галерею.

13 июня 2012 года в музее американского города Хьюстон Menil Collection 22-летний Уриэль Ландерос нанес на картину Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле» (1929 г.) трафаретную надпись «Conquista» («Завоевание») и нарисовал рядом матадора, убивающего быка. Реставраторы смогли спасти полотно и полностью удалили краску. Вандал через несколько месяцев сдался властям, свой поступок он назвал «актом политического неповиновения».

7 октября 2012 года картина «Черное на коричневом» (1958 г.) американского художника-абстракциониста русского происхождения Марка Ротко была повреждена в лондонской галерее современного искусства «Тейт Модерн». Гражданин Польши Владимир Уманец черным фломастером по-английски написал: «Владимир Уманец '12, потенциальное произведение желтизны» (Vladimir Umanets '12, a potential piece of yellowism). Полтора года длилась реставрация, после чего картина была возвращена в экспозицию.

8 февраля 2013 года на картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830 г.), выставленная в филиале Лувра в г. Ланс одна из посетительниц черным маркером написала «АЕ911». 28-летняя нарушительница была задержана полицией. Реставраторы оперативно очистили полотно. Надпись на картине являлась названием сообщества сторонников «теории заговора», считающих, что «власти скрывают правду» о настоящих организаторах терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

18 марта 2017 года в Лондонской национальной галерее была порезана отверткой картина известного британского художника XVIII в. Томаса Гейнсборо «Утренняя прогулка» (1785 г.) 63-летний Кит Грегори был задержан сотрудниками музея и посетителями. Картину отреставрировали и вернули в экспозицию через 10 дней после инцидента.