1. Культурная война
  2. Выставки живописи
Милан, / ИА Красная Весна

В королевском дворце Милана проходит выставка «Гойя. Бунт разума»

Франсиско Гойя. Серия «Капричос», лист 56: Вверх и вниз (фрагмент). 1799
Франсиско Гойя. Серия «Капричос», лист 56: Вверх и вниз (фрагмент). 1799
Франсиско Гойя. Серия «Капричос», лист 56: Вверх и вниз (фрагмент). 1799

Выставка работ испанского художника Франсиско Гойи, описывающую его художественную эволюцию, открылась в Палаццо Реале в Милане, 30 октября сообщает AGI.

В экспозиции представлены около 70 работ под общим названием «Гойя. Бунт разума». Впервые можно будет полюбоваться медными пластинами после реставрации, в их оригинальных деталях, восстановленных на свет и в прямом сравнении с отпечатками.

Художник испанской монархии, художник и академик Франсиско Хосе де Гойя-и-Люсьентес (1746-1828) — один из величайших деятелей испанского искусства XVIII и XIX веков.

Он начал свой путь с создания работ, связанных с традиционными темами, дорогим его клиентам, но со временем его подход к живописи постепенно менялся благодаря ясной этической и моральной интерпретации испанского общества того времени, что побудило его критиковать политическую и религиозную власть посредством социальной сатиры, изображения жестокости войны и чувства благоговения по отношению к маргинализированным, беднякам и психически больным.

Живопись Гойи переходит от света к тьме, от светлых картин ранних времен к «pinturas nigras», картине старости с темными, черными тонами: его тела, пораженного растущей глухотой, и его души, разочарованной Французской Революцией, от вульгарного общества, которое он так сатирически изображает в своих «Капричос», от бедствий и уродств, которые испанская война за независимость наносит на тела и умы самых слабых и социально маргинализированных людей, как это изображено на его картинах из цикла «Бедствия войны», или «Убежище», или «Сцена инквизиции».

Переселение и хроматический контраст, которые подчеркивает выставка; цвет, формы, живопись приобретают для Гойи новый смысл и выбираются уже не по изображению, а по экспрессии.

Для Гойи цвет становится автономным элементом, он не служит правдоподобию предмета, а скорее передает ощущение предмета. Его черный цвет необязательно темный или злой, это не отрицание цвета, а цвет, выражающий драматизм.

Этот отрывок станет основополагающим для живописи потомков, и еще по этой причине Гойю часто считают художником-порогом между двумя мирами. Гравюры, прежде всего, позволяли Гойе действовать с той свободой, которую не предоставляли ему заказчики живописных работ — в 1786 году он стал Художником Короля, в 1789 году — Художником Королевской палаты, а в 1799 году даже — Первым Художником Палаты короля — и запутался в придворной риторике или в изложении традиционных тем.

Именно гравюрам Гойя доверяет свою самую сокровенную и свободную мысль, и им на выставке придается особое значение. Хотя нет недостатка в темах обычаев, тем не менее, большинство его записей представляют собой критику, «бунт разума» перед лицом самого отсутствия разума в варварстве войны.

Они являются свидетельством тоски, неприятия, но в то же время призывом к возвращению порядка разума.

Инсталляция, курируемая Фабио Новембре, а также видеоинсталляция, посвященная графическим работам Гойи, курируемая NEO (Narrative Environment Operas), подчеркивают эффект света и тьмы, который является отличительной чертой художественной эволюции испанского художника.