В Калининграде открылась выставка графических работ Марка Шагала

Марк Шагал. Лестница Иакова. 1973 год
Марк Шагал. Лестница Иакова. 1973 год

В открывшейся выставке графических работ русского и французского художника Марка Шагала можно полететь вместе с мастером между небом и землей от сотворения мира до XX века, заявила куратор выставки, арт-директор петербургской галереи современного искусства PS Gallery Яна Кириллова, сообщает 1 мая сетевое издание «Клопс».

Выставка «Три эпохи Марка Шагала», на которой галерея PS Gallery представила графические работы из коллекции Марка и Павла Башмаковых, открылась в Калининградском музее изобразительных искусств. Кириллова рассказала, что графика играла важную роль в творчестве Шагала, и первоначально экспозиция задумывалась как ретроспектива графического пути художника. Но в результате подготовки к выставке появился дополнительный смысловой пласт. Эксперт отметила, что «Шагал — это художник между небом и землей».

«Он говорил, что родился мертвым. И действительно, всю свою жизнь он как будто бы находился немножечко за гранью нашей реальности. И в нашей экспозиции мы можем вместе с художником пролететь между небом и землей, над бытием человечества. Начав с сотворения мира, продолжить в помещичьей России и закончить XX веком — веком технологическим, во многом связанным с потрясшими мир войнами», — пояснила Кириллова.

В экспозиции представлена серия «Мертвые души» — иллюстрации к одноименному произведению Николая Гоголя. Работа над ними была завершена в 1925 году, но изданы они были только в 1948 году.

Расцвет зрелого творчества мастера отсчитывается с 1956 года, когда художник увлекся цветной литографией. Среди образов этой серии — театральная тема, скрипка как национальный еврейский инструмент, отсылающие к традициям хасидской молитвы перевернутые позы, портреты жены художника Беллы.

Работу над серией «Библия» Шагал начал в 50-е годы. Первоначально он создавал черно-белые изображения, но после увлечения цветной литографией в работах появились насыщенные цвета, принесшие дополнительную мистику.

Завершает выставку серия «И на земле…», представляющая иллюстрации к мемуарам французского писателя Андре Мальро, в которых тот вспоминает о своем сопротивлении режиму Франко. Это единственная серия Шагала, посвященная теме войны.

«Это художник, к которому относятся такие эпитеты, как не просто гениальный, открывающий миры, но и художник, который открыл в совершенно привычных техниках совершенно новую манеру художественного высказывания», — отметила директор музея Галина Заболотская.

Она подчеркнула, что в подобных выставках выбор и высказывание куратора позволяет сделать акцент на самых значимых работах. «Шагал говорил, что, когда держит в руках литографский камень, ему кажется, что в его руках магический талисман, с помощью которого он может выразить все свои радости, невзгоды, боль, любовь, веру, надежду, семью. Всю его жизнь. И этот поток унесет его к дальним-дальним берегам», — отметила Заболотская, добавив, что выставка является этим самым потоком.