1. Политическая война
  2. Война за космос
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Россия не откажется от сотрудничества с США по МКС — американский эксперт

Изображение: kremlin.ru
Дмитрий Рогозин
Дмитрий Рогозин

Спецоперация России на Украине окажет меньшее воздействие на коммерческую космическую отрасль США, чем присоединение Крыма в 2014 году, считает американский эксперт по космической отрасли Джефф Фуст. Его мнение 25 февраля передает портал SpaceNews.

По мнению Фуста, за прошедшие восемь лет произошло большее разделение между Россией и США в космической отрасли, чем может произойти сейчас. На текущий момент практически не осталось существенных связей между «Роскосмосом» и NASA, кроме проекта МКС. «Россия, похоже, сближается с Китаем», — сказал эксперт. Ведутся переговоры по международной лунной исследовательской станции и потенциального сотрудничества в области космических станций.

Россия и США остаются партнерами по МКС, которая поддерживает свою орбиту благодаря периодическим запускам российских аппаратов и получает электроэнергию от американских солнечных батарей. «Несмотря на экономические санкции, введенные в ответ на вторжение России в восточную Украину, и гнев, выраженный в Twitter генеральным директором „Роскосмоса“ Дмитрием Рогозиным, Россия вряд ли откажется от участия в программе МКС», — пишет портал SpaceNews.

Также Фуст добавил, что не считает возможным отказ России от участия в проекте МКС в 2024 году, поскольку к этому времени еще не будет запущен первый модуль российской национальной станции РОСС.

Фуст напомнил, что до присоединения Крыма к России, американская и российская космические программы были тесно связаны. В ответ на американские санкции Рогозин, в то время заместитель премьер-министра России, пригрозил лишить NASA доступа к полетам на МКС на кораблях «Союз» и прекратить экспорт ракетных двигателей РД-180.

Хотя ни одна из этих угроз в итоге не была осуществлена, они имели серьезные последствия для космической политики США.

В то время «Союз» был единственным средством доставки астронавтов на МКС, а космическое агентство добивалось от Конгресса финансирования своей кампании по стимулированию американских компаний к разработке транспортных средств для доставки астронавтов на орбиту.

«Угроза потери доступа к креслам „Союза“ уничтожила последний скептицизм на Капитолийском холме в отношении программы коммерческого экипажа», — сказал Фуст. После 2014 года Конгресс предоставил NASA финансирование, которое агентство запрашивало на программу «Коммерческий экипаж», тогда как в предыдущие годы Конгресс предоставлял лишь часть запрашиваемого финансирования.

Аналогичным образом, хотя экспорт двигателей РД-180 продолжался, американский коммерческий сектор космической отрасли и United Launch Alliance начали искать альтернативные двигательные установки. Рогозин пригрозил прекратить экспорт РД-180 примерно в то же время, когда генеральный директор SpaceX Илон Маск подал в суд, чтобы заставить ВВС США обеспечить конкуренцию при проведении запусков в интересах национальной безопасности, а не заключать контракты только с ULA.

«Сочетание угрозы потерять РД-180 и требования SpaceX о возможности конкуренции привело к изменениям в программе», — сказал Фуст.

Сейчас и ULA, и SpaceX осуществляют запуски для американских военных. ULA готовит к запуску новую ракету Vulcan с двигателем американского производства. Ракеты Atlas 5 продолжают использовать двигатели РД-180, но у ULA есть все РД-180, необходимые для оставшихся запусков Atlas 5.