Продавец роботов назвал причины низкой роботизации промышленности в России
Различать робототехнику и роботизацию призвал Игорь Рыженков, генеральный директор официального дистрибьютора Kawasaki Robotics в России компании «Робовизард» 13 ноября в ходе XII Петербургского Международного инновационного форума, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Выступая на круглом столе «Роботизация отечественной промышленности», Рыженков отметил, что между робототехникой и роботизацией такая же разница, как между тракторостроением и механизацией сельского хозяйства. Тракторы можно применять где угодно, однако инженер, который строит тракторы, не может разработать процесс для применения трактора при строительстве дорог или при вспашке поля.
Развитие робототехники предполагает создание роботов, то есть универсальных устройств для решения разного рода задач. А роботизация отечественной промышленности — это создание технологических процессов, в которых можно использовать роботов. По словам Рыженкова, в России государство ежегодно готовит 500–800 робототехников, но нет специалистов, которые могли бы создавать технологии с применением роботов.
«Роботизированные технологии создают люди, которых у нас сейчас нет. У нас есть менеджеры, юристы, журналисты. А технологов у нас мало», — сказал Рыженков. Он пояснил, что для создания роботизированной технологии необходимо не только обладать знаниями в нужной области (например, в области консервирования молока), но и владеть роботом как персональным компьютером.
Как указал специалист, при роботизации производства проблемой могут также стать страх перед отсутствием нужной информации, устаревшее оборудование или материалы, а также устаревшие взгляды, ведущие к нежеланию внедрять что-либо новое. Кроме того, не всякую технологию можно роботизировать.
Читайте также: Совбез РФ назвал проблемой отставание страны в робототехнике.
Порой для роботизации производства приходится заменять технологию прошлого века на современную. Так, при роботизации производства железной мебели на предприятии в Ленинградской области пришлось изменить технологию, в результате чего на выходе появился другой продукт. Рыженков заметил, что не всякую технологию имеет смысл менять ради роботизации, например, технологии в военной области, разработанные в прошлом веке.
Эксперт сообщил, что если раньше в России продавали где-то 300–500 роботов год, то в 2018 году было продано около 1000 роботов, однако это всё равно мало по сравнению с другими странами. Так, во Вьетнаме ежегодно продают около 10 000 роботов, в Китае — около 150 000 роботов.
Рыженков выразил уверенность, что роботизация — это процесс неизбежный, потому что роботизированное предприятие рентабельнее, и тот, кто не роботизируется, проиграет на рынке.
По словам эксперта, если роботизация проведена с умом, то всё хорошо должно работать, а мнения, будто после роботизации возникают проблемы, вызваны тем, что предприниматели опасаются конкуренции. Рыженков рассказал о случае, когда отрицательное мнение о роботизации производства высказывалось несмотря на то, что производительность выросла в полтора раза.
Читайте также: Профессор ИПУ объяснил, почему автоматизация в России неэффективна
Отметим, что в 2019 году на Всемирной олимпиаде роботов (World Robot Olympiad 2019) первой стала российская сборная, победившая в командном зачете. 8–10 ноября в Венгрии состоялся финал олимпиады, в котором участвовали 424 команды студентов и школьников из 74 стран, в том числе — 13 команд из России. Российские команды робототехников завоевали 2 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали.
Напомним, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Алиса Конюховская заявила в 2018 году, что в России отсутствует четко сформулированная государственная стратегия развития робототехники, и при небольшом объеме рынка роботов производить их в России нецелесообразно.