1. Политическая война
  2. Внешняя политика Японии
Токио, / ИА Красная Весна

Новый посол Японии в Китае оценил свои шансы на успех

Угрозы и преимущества своей предстоящей миссии в Китай оценил в эксклюзивном интервью телеканалу NHK новый посол Японии в Китае Хидэо Таруми 22 октября. Выдержки из этого материала приводит в переводе с английского ИА Красная Весна.

Хидэо Таруми — выходец из так называемой «китайской школы» министерства иностранных дел, где японские дипломаты обучаются китайскому языку. В то же время несколько необычно, что все его зарубежные дипломатические миссии проходили исключительно в китайскоязычных регионах, включая Тайвань и Гонконг. Предстоящий срок пребывания Таруми в должности станет его четвертым назначением в Пекин, и на этот раз он — глава миссии.

Таруми известен своими навыками сбора информации, а также умением устанавливать личные связи. Он говорит, что ежегодно проводит сотни встреч с официальными лицами из самых разных структур, включая коммунистическую партию Китая и демократических активистов.

Он также стоит за термином «стратегические и взаимовыгодные отношения», который Япония использует в качестве основы для двусторонних отношений с Китаем с 2006 года. Это свидетельствует о необходимости устойчивой коммуникации между странами, независимо от периодически возникающих острых моментов. И это по сей день остается ключевой частью подхода японского правительства к Китаю.

Таруми говорит, что, хотя для него большая честь служить в своей новой роли, он также осознает бремя ожиданий, которые порождает его впечатляющее резюме. «Если я не смогу использовать все свои знания, опыт и связи, то мои усилия станут бесполезными».

Поворот к худшему

Около десяти лет назад дипломатические отношения между Японией и Китаем упали до того уровня, который был назван самой низкой точкой с момента их нормализации. В 2010 году произошло столкновение между китайским рыболовецким судном и патрульным судном береговой охраны Японии. Инцидент произошел в территориальных водах Японии, окружающих острова Сенкаку в префектуре Окинава. Более того, в 2012 году права собственности на три из островов Сенкаку перешли от частных лиц японскому правительству.

Япония контролирует острова Сенкаку. На них претендуют также Китай и Тайвань. Японское правительство утверждает, что острова являются «неотъемлемой частью территории Японии с точки зрения истории и международного права». В своих заявлениях представители Японии указывают, что вопрос о суверенитете над данными островами не стоит как давно решенный.

Но в последнее время в японо-китайских отношениях появились обнадеживающие признаки, в том числе взаимные визиты руководства обеих стран. Если бы не пандемия коронавируса, председатель КНР Си Цзиньпин посетил бы Японию в апреле с официальным визитом. Тем не менее, некоторые члены правящей Либерально-демократической партии выступают против идеи присутствия Си в Японии в качестве государственного гостя, поскольку Китай ужесточает свою власть в Гонконге и наращивает морскую активность в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Таруми в своем интервью настаивает, что никаких уступок в отношении островов Сенкаку не может быть допущено, поскольку речь идет о суверенитете Японии. Он также говорит, что Япония не должна дать китайской стороне ни малейшего шанса в этом вопросе. Вместо этого он призывает к созданию системы, в рамках которой министерства и ведомства Японии могли бы сотрудничать и быть готовыми к любой возможной ситуации.

«Вопросы суверенитета не могут быть решены за год или два. Лидеры должны подходить к этому стратегически и хладнокровно в течение 50 или 100 лет», — сказал дипломат.

В централизованной системе китайского правительства, отметил он, большинство вопросов решаются сверху вниз. Поэтому в связи с отложенным визитом председателя Си Таруми настаивает на том, что «само собой разумеется, что диалог необходим на высоком уровне — особенно между лидерами стран». Общение на высшем уровне особенно необходимо в период растущей неопределенности.

Работа с Вашингтоном

Ситуацию для Японии осложняет и углубляющийся разрыв Китая с Соединенными Штатами. Таруми говорит, что правительство должно изучить свой подход, тщательно отслеживая политику Вашингтона в отношении Пекина после предстоящих президентских выборов в США. Он добавляет, что между Японией и Соединенными Штатами существуют прочные отношения доверия, и обе страны будут призывать Китай действовать так, как подобает крупной мировой державе.

Министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотеги доверился Таруми в очень важный момент. Новый посол чрезвычайно опытен, хорошо знает специфику Китая, а его приезд приходится на время глобальных потрясений.

«Я думаю, что все разделяют мнение о том, что поведение Китая в данный момент проблематично. Важно понять, как это должно восприниматься», — говорит Таруми. «Когда есть противоречащие друг другу национальные интересы, то в дело вступают дипломаты, задача которых найти возможности для уступок или сотрудничества».

Напомним, Хидэо Таруми, новый посол Японии в Китае, вступает в должность в ноябре.