Жертвы ирландских домов матери и ребенка начали оспаривать выводы комиссии

Уильям Хогарт. Суд. 1758
Уильям Хогарт. Суд. 1758

Выводы комиссии, расследовавшей злоупотребления в домах матери и ребенка в Ирландии, начали оспаривать в суде жертвы этих учреждений, 17 ноября передает телеканал RTÉ.

Верховный суд Ирландии приступил к рассмотрению иска по отмене заключительного доклада Комиссии по расследованию домов матери и ребенка. В рамках разбирательства будут рассмотрены два иска из девяти. Авторы исков заявляют, что комиссия исказила показания свидетелей и сделала неправильные выводы.

Один из исков подала 88-летняя Филомена Ли, чья трагическая история была описана в книге, а потом экранизирована. Ли попала в дом матери и ребенка аббатства Шона Росса в графстве Типперэри в возрасте 18 лет, когда была на седьмом месяце беременности.

Она была вынуждена работать по шесть дней в неделю в прачечной. Ее сына отдали на усыновление американской паре, заставив подписать документ, который она не читала и смысла которого не поняла.

Ли оспаривает выводы комиссии, которая заключила, что женщины давали полное и добровольное согласие на усыновление своих детей. Также она не согласна с решением комиссии разделить труд содержавшихся в домах матери и ребенка женщин на коммерческий и некоммерческий. По ее мнению, не имеет смысла, получало за это аббатство прибыль или нет, раз это был принудительный труд.

Женщина также оспаривает заключение комиссии, что женщины не находились в домах матери и ребенка в заключении в строгом смысле этого слова. Она заявила, что рассказала комиссии, как женщин, сбежавших из этого учреждения, возвращала обратно полиция.

Филомена Ли заявила также, что не просила об анонимности во время слушаний и считает несправедливостью, что некоторые детали были комиссией опущены для защиты ее анонимности. Она подчеркнула, что благодаря широкой известности деталей ее дела, оно легко идентифицируемо в докладе комиссии. Также женщина посетовала на то, что комиссия не захотела ее опросить, вместо этого Ли дала письменные показания под присягой.

Обвинения Ли адресованы министру по делам детей, правительству, Ирландии и генеральному прокурору.

Второе дело касается 72-летней Мэри Харни, родившейся в доме матери и ребенка в Бессборо, графство Корк. Она также утверждает, что легко идентифицируема в докладе комиссии и также не просила об анонимности и не желала ее.

Харни заявила, что «весьма огорчена» тем, что в докладе комиссии нет ее показаний о нескольких случаях злоупотреблений и безответственного отношения к детям, которое она наблюдала с 1951 по 1954 год в возрасте от двух до пяти лет.

«Что меня действительно беспокоит, так это то, что мои показания не записаны справедливо и очень важный их аспект полностью отсутствует», — заявила она. Харни также посетовала на то, что показаниям монахини из этого учреждения было отведено больше места в докладе, чем ее собственным.

Напомним, доклад специальной Комиссии по расследованию домов матери и ребенка был опубликован в январе 2020 года. Комиссия установила, что в период с 1922 по 1998 год, когда в Ирландии существовали такие заведения, в них погибло около 9 тыс. детей.

Правительство Ирландии признало нарушения, принесло извинения жертвам этих домов и объявило о назначении компенсаций. На это выделяется сумма в €800 млн. Ожидается, что заявки на компенсации можно будет подать уже в 2022 году.

Читайте также: Конгрегациям Ирландии предложили извиниться и помочь жертвам домов малютки