Философ Игорь Евлампиев: русская революция создала особую социальную среду

Диего Ривера. Человек — властитель мира (фрагмент). 1933
Диего Ривера. Человек — властитель мира (фрагмент). 1933

Русская революция привела к образованию особой социальной среды, которая формирует человека, принципиально отличающегося от американца, заявил доктор философских наук, профессор СПбГУ Игорь Евлампиев 20 октября на семинаре «Русская революция как проблема культурно-исторической памяти», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Семинар прошел в Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) в Санкт-Петербурге. В ходе семинара ректор РХГА Д. К. Богатырев зачитал доклад и ответил на вопросы участников, затем желающие прокомментировали тему, а также высказали свой взгляд на революцию и ее роль в судьбе России.

И. И. Евлампиев в своем выступлении отметил, что человек формируется под влиянием того, какую антропологическую парадигму выберет общество. По мнению философа, есть две парадигмы понимания человека, и в XIX–XXI веках наблюдается их противостояние. Одна — парадигма просвещения, механицизма. Другая — парадигма романтизма и немецкой философии.

В первой парадигме человек является существом поверхностным, полностью подвластным механическим законам. Это человек — «атом», целиком подверженный внешнему влиянию. Такой человек описан в книге Г. Кайзерлинга «Америка. Заря нового мира». Америка осталась с механицизмом XVIII века, без прорыва в глубину, в божественную сущность человека. Американская цивилизация сформировала механистического человека и навязала его Европе. Профессор отметил, что Запад переживает антропологическую катастрофу, в каком-то смысле — гибель человека, когда он лишается духовных корней и превращается во что-то поверхностное.

Вторая парадигма, по словам философа, противоположна первой, в ней человек — «Бог». Она рассматривает человека как духовное существо, существующее с другими в духовной общности. Это парадигма немецкой философии, которая «через марксизм приняла форму политического орудия». Евлампиев отметил, что именно эта парадигма была реализована Октябрьской революцией. Он назвал тезис «создание нового человека» смешным тезисом, однако подчеркнул, что русская революция привела к образованию особой социальной среды и тем самым проявила себя в противостоянии двух парадигм. «Революция сейчас в окончательной форме обнажает себя в противостоянии двух цивилизаций и двух, по сути, антропологических типов человека» — заключил профессор.

Напомним, что антропология — это наука о человеке. В 2017 году отмечается 100-летие Великой Русской революции, как ее сейчас называют в школьных учебниках. Во время Февральской революции в 1917 году в России была упразднена монархия и власть перешла к Временному правительству. В ходе Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года Временное правительство было свергнуто и власть взяли Советы. В ходе Гражданской войны советская власть установилась на большей части территории бывшей Российской империи. Возникшее советское государство — Союз Советских Социалистических Республик — просуществовало до 1991 года. Российская Федерация является преемником СССР.