В Нидерландах рассказали о рассмотренных сценариях крушения MH17

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Катастрофа Boeing
Катастрофа Boeing

Несколько возможных сценариев развития событий, приведших к крушению выполнявшего рейс MH17 самолета «Боинг 777» на Украине в 2014 году, рассмотрела следственная группа, заявила прокурор Деди Вуи-А-Цой 8 июня на слушаниях по делу о крушении, возобновившихся в юридическом комплексе Схипхол в Амстердаме.

«Во внимание принимались различные сценарии развития ситуации: взрыв на борту, атака военного самолета, использование других зенитных ракетных установок кроме „Бука“ и использование ЗРК „Бук“», — сообщила прокурор.

Как отметила Вуи-А-Цой, обвинение даст детальное представление хода событий, объяснение ситуации и обстановки в районе крушения самолета, а также будет дана информация о вовлеченных сторонах. В качестве доказательств будут приведены криминалистические экспертизы, информация от свидетелей, фотографии, видео, данные с радаров и спутников.

По словам прокурора, в рамках рассмотрения сценария использования ЗРК «Бук» рассматривалась информация о возможных местах запуска ракеты и использовании установок, принадлежащих как РФ, так и Украине. Будут представлены данные, на основе которых следователи выявили подозреваемых и их роль в произошедшем, а также информация о препятствиях, существующих при расследовании.

Как указала Вуи-А-Цой, презентация расследования, продолжавшегося несколько лет, потребует несколько дней. На основе этой информации суд примет решение, можно ли считать проведенное расследование завершенным и переходить к рассмотрению дела по существу. В ходе презентации будут приведены основания, позволяющие прокуратуре считать определенные части расследования завершенным.

Деди Вуи-А-Цой описала ситуацию, при которой произошло крушение, как конфликт «между украинским правительством и несколькими вооруженными группами». Она показала на карте зоны, находящиеся под контролем разных участников конфликта в июле 2014 года, отметив, что, «позиции ЛНР и ДНР регулярно атаковались украинскими войсками», а зона падения самолета находилась в регионе, «контролируемом ДНР». По словам Деди Вуи-А-Цой, расследование было осложнено военными условиями.

Прокурор Тейс Бергер обратил внимание суда на то, что из соображений безопасности в 2014 году на месте крушения не проводилось никаких судебно-медицинских экспертиз. По словам Бергера, руководство ДНР, контролировавшей данную территорию, в июне 2015 года разрешило провести следственные действия в предположительных местах запуска ракеты.

Бергер описал эксперименты с различными ракетами, которые проводились в Финляндии и на Украине. Экспертиза была направлена на выяснении конкретной точки взрыва (внутри корпуса самолета или снаружи), а также на то, какой именно ракетой был сбит малайзийский Boeing и из какой точки она была выпущена. Бергер также сообщил подробные сведения о поиске улик при обследовании останков пассажиров и фрагментов самолета.

Напомним, пассажирский самолет компании «Малайзийские авиалинии», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области на территории ДНР. В результате авиакатастрофы погибли 298 граждан десяти государств. Для расследования произошедшего была создана Совместная следственная группа, в которую вошли представители Украины, Нидерландов, Австралии, Бельгии, Малайзии.

В июне 2019 года следователи заявили, что подозревают к причастности к случившемуся бывшего главу ополченцев Донецкой народной республики Игоря Гиркина, известного под псевдонимом Стрелков, а также его подчиненных — Сергея Дубинского, Олега Пулатова и Леонида Харченко. По версии следствия, эти лица якобы занимались доставкой ЗРК «Бук» на Украину с территории России.

Официальные лица России неоднократно ставили под сомнение результаты работы Совместной следственной группы. Суд над подозреваемыми начался в Нидерландах 9 марта. Пулатов является единственным из четырех обвиняемых, чьи интересы представляют адвокаты. Процесс над тремя другими подозреваемыми проходит заочно.