Исследование ученых ПНИПУ поможет усовершенствовать топливные элементы
![Схема твердооксидного топливного элемента, ТОТЭ](/static/files/9b50c8c86122.jpg)
Способ модификации твердых растворов электролитов твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ), позволяющий оптимизировать работу ТОТЭ, предложили ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), 14 мая сообщает пресс-служба вуза.
Водородная энергетика на основе применения твердооксидных топливных элементов в последнее время в мире получила широкую популярность за счет того, что ТОТЭ обеспечивают экологически чистое превращение химической энергии топлива в электрическую.
Такие элементы можно с успехом использовать как источник электроэнергии и тепла в жилых домах отдаленных поселений, так и для крупномасштабного производства электроэнергии на мегаваттных электростанциях.
Поскольку отрасль производства ТОТЭ еще очень молода, повсеместно ведутся научные исследования с целью повысить их срок службы и надежность за счет совершенствования важнейших компонентов этих элементов. К таким компонентам относятся электроды и электролиты ТОТЭ. Ученые Пермского Политеха предложили повысить качество электролитов, введя в них несколько добавок.
Профессор кафедры химических технологий, доктор технических наук ПНИПУ Владимир Пойлов пояснил принцип работы ТОТЭ:
«Топливный элемент состоит из электролита, который обладает ионной проводимостью, и электродов (анод и катод), в которых происходит электрохимическая реакция. В упрощенном варианте устройство можно рассматривать как батарею, которая служит для прямого превращения энергии химической реакции в электрическую энергию и тепло с непрерывной подачей топлива и окислителя (воздуха)».
При том, что существуют различные виды топливных элементов, сам процесс получения энергии в них идентичен, а отличаются они материалами, из которых состоят компоненты, и рабочей температурой.
В настоящее время перед учеными поставлена задача поиска оптимального состава электролитов и электродов для работы при средних и низких рабочих температурах ТОТЭ (500–750 °C). Такие условия обеспечивают значительное уменьшение их коррозии и деградации, что приводит к повышению срока службы ТОТЭ и снижению стоимости производства электроэнергии.
Сейчас наиболее часто в качестве электролита используют диоксид циркония, стабилизированный иттрием, но устойчивую работу он обеспечивает только при рабочих температурах, близких к 1000 °C.
Ученые ПНИПУ для решения этой проблемы разработали процесс модификации электролита на основе диоксида циркония несколькими добавками, используя классический глицин-нитратный метод. В этом случае полученный электролит стабильно работает при температурах 500–750 °C. В качестве таких добавок были использованы редкоземельные элементы — иттрий, гадолиний, самарий и неодим.
«Мы растворяли нитраты этих металлов в деионизованной воде и добавляли глицин, используемый в качестве органического „топлива“. Он образует комплексы с металлами, что способствует предотвращению выпадения осадков и равномерному распределению добавки. После полного растворения глицина мы выпаривали полученный раствор до тех пор, пока смесь не воспламенялась. В процессе этой реакции выделяется большое количество газов, и образуются твердые мелкие частицы, которые в дальнейшем составят основу электролита», — рассказал магистрант кафедры «Химические технологии» ПНИПУ Никита Фаустов.
Исследование полученных образцов электролитов проводилось с помощью рентгенофазового анализа, сканирующей электронной микроскопии и лазерной дифрактометрии.
Анализ показал отсутствие в образцах примесей, правильное развитие структуры и соответствие состава соотношению компонентов, рассчитанному теоретически. Это доказывает перспективность предложенного способа стабилизации электролитов на основе диоксида церия несколькими добавками.
Кроме того, исследование ученых ПНИПУ продемонстрировало применимость классического глицин-нитратного способа для получения мелкодисперсных чистых порошков сложных оксидов, идущих на мультидопирование среднетемпературных электролитов ТОТЭ. Предложенный метод позволит оптимизировать работу таких топливных элементов, повысив их срок службы и надежность.