РЖД передала крупнейшего оператора контейнерных перевозок в частные руки
Самый крупный российский оператор контейнерных перевозок «Трансконтейнер» приватизировала группа компаний «Дело» по результатам аукциона 27 ноября, сообщает РБК со ссылкой на источники из окружения участников торгов.
Группа компаний «Дело» принадлежит Сергею Шишкареву. В итоге в «Дело» перешли 50% плюс две акции «Трансконтейнера», до этого принадлежавшие РЖД.
Стоимость сделки составила 60,3 млрд руб. При этом из собственных средств Шишкарев планирует заплатить до 18 млрд рублей. На оставшуюся сумму предприниматель планирует взять в кредит в Сбербанке.
Во время торгов «Дело» обошло компанию «Енисей Капитал» Романа Абрамовича и Александра Абрамова, которым уже принадлежат 24,74% «Трансконтейнера», а также «Первую грузовую компанию» (ПГК) Владимира Лисина.
По информации от заместителя руководителя РЖД Андрея Старкова, сделка будет закрыта не позднее конца декабря. Полученные ресурсы госкомпания планирует вложить в долгосрочные программы развития.
На данный момент «Трансконтейнер» владеет 74,1 тыс. контейнерами, а также 27,8 тыс. платформ для их перевозки.
В 2018 году прибыль «Трансконтейнера» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла на 45,5% относительно прошлого года и составила 9 млрд 509 млн руб. Выручка за 2018 год составила 76 млрд 959 млн руб., что больше показателей предыдущего года на 17,4%.
Напомним, группа компаний «Дело» — это один из крупнейших российских ходингов, имеющий интересы в сфере логистики и сельского хозяйства. Она основана в 1993 году бизнесменом и политиком Сергеем Шишкаревым.
По инициативе правительства РФ высокоприбыльный актив, принадлежащий государству, приватизирован. Для покупки этого актива большую часть средств бизнесмен берет в долг у крупнейшего российского банка, контрольный пакет которого принадлежит Центральному банку РФ.
В результате, крупнейший контейнерный перевозчик переходит в частные руки. Ничто не помешает новому владельцу увеличить тарифы на перевозку грузов, чтобы быстрее расплатиться с кредиторами. А это скажется на цене конечных товаров для населения, реальные доходы которого с 2014 года, как минимум, не растут.
При этом привлечь заемные средства РЖД смогла бы и сама, а рассчитаться — прибылью «Трансконтейнера». Однако высокорентабельный актив был снова передан в частные руки. Да еще на таких условиях, при которых большую часть суммы покупатель занимает у «Сбербанка».