1. Социальная война
  2. Законодательные акты
Лондон, / ИА Красная Весна

Вправе ли королева цензурировать законы? 50 тыс. граждан Британии сомневаются

Изображение: klimkin, pixabay, cc0
chess, pawn, king
chess, pawn, king

Более 50 000 человек призвали к парламентскому расследованию «непостижимого» механизма, который позволяет британской королеве проверять законопроекты до того, как они будут одобрены избранными представителями народа, сообщила 28 февраля газета The Guardian.

Подписанты обеспокоены тем, что «королевская семья обладает тревожной и недемократической возможностью закулисно влиять на правительство». Петиция была начата после публикации The Guardian, выявившей, как архаичный парламентский механизм, возникший в 1700-х годах, все еще используется в наши дни, предоставляя королеве — невыбираемой личности — уникальное право на консультации по законопроектам, которые затрагивают корону и могут повлиять на ее частные интересы.

The Guardian рассказала, как королева использовала его для лоббирования изменений в предлагаемых законах, которые затрагивали ее поместья, и настаивала на изменении государственной политики. Газета также раскопала документы, раскрывающие, как представители королевы лоббировали в 1970-х годах правительство Эдварда Хита, чтобы изменить предложенный «закон о прозрачности», что позволило бы ей скрыть размеры своего личного богатства от общественности.

Представители королевы отказались сообщить, сколько раз она просила внести изменения в законодательство с тех пор, как вступила на престол в 1952 году.

Однако The Guardian собрала базу данных по крайней мере из 1062 парламентских законопроектов, в отношении которых применялся архаический механизм за время ее правления. Оказалось, что эта процедура использовалась гораздо более широко, чем считалось ранее.

«Непостижимо, что в 21 веке, при демократии, королева и принц Уэльский обладают такой огромной властью», — говорится в петиции, доставленной накануне в парламент.

Призыв к расследованию поддержал член парламента от лейбористской партии Ллойд Рассел-Мойл. Он назвал неправильным то, что механизм работает в полусекретном режиме: «Если в королевском дворце говорят, что это безобидно, пусть публика сама убедится в этом».

Петиция также была подписана лейбористским пэром Лордом Беркли, одним из немногих политиков, ставивших под сомнение этот механизм и в прошлом. «Настало время, чтобы королева и принц Чарльз отказались от своего права изменять новое законодательство, если оно отрицательно влияет на их частные интересы — без того, чтобы парламент или общественность были поставлены в известность. Никто другой не имеет такой привилегии … Что касается членов королевской семьи, то мы даже не знаем, какие изменения они просили внести и соглашались ли на это министры, поскольку все это делается тайно, без каких-либо бумажных следов».

Королева и правительство утверждают, что ее согласие является «чисто формальной» частью парламентского процесса и право предоставляется монарху как нечто само собой разумеющееся.