Военный микробиолог объяснил быструю мутацию коронавируса
Аномально быстрая мутация коронавируса происходит в организмах больных с иммунодефицитом, сообщил военный микробиолог, полковник медицинской службы в отставке Михаил Супотницкий в интервью ИА Красная Весна.
«В организме иммунодефицитных больных (рак, лейкоз и др.) в отсутствие селективного давления со стороны иммунной системы, создаются условия для размножения мутантов. Появились отдельные штаммы, имеющие сочетание редких и невозможных в иных условиях мутаций. Естественному отбору было из чего выбирать», — объяснил он.
Военный микробиолог напомнил, как один за другим стали появляться и стремительно захватывать страны и континенты новые варианты вируса: в Великобритании (B.1.1.7), Южной Африке (B.1.351), Бразилии (P.1), Индии (B.1.617) — это линии SARS-CoV-2, с более высокой эффективностью передачи. По его словам, эти мутации и вызвали вторую волну эпидемии.
На то, что среди хронических больных происходит формирование новых штаммов SARS-CoV-2 в июне 2020 г. первым обратил внимание Равиндра Гупта (Ravindra Gupta), вирусолог из Кембриджского университета, узнав о больном раком, который месяц назад поступил в местную больницу с COVID-19 и все еще выделял вирус.
Пациент проходил лечение от рецидива лимфомы, и ему давали ритуксимаб, препарат, разрушающий В-клетки, вырабатывающие антитела. Из-за иммуносупрессивной терапии ему было трудно избавиться от инфекции SARS-CoV-2. Гупта, изучающий механизмы возникновения устойчивости к лекарствам от ВИЧ, заинтересовался этим случаем и помог лечить пациента, но тот умер в августе того же года, через 101 сутки после постановки диагноза COVID-19, несмотря на то, что ему давали противовирусный препарат ремдесивир и провели два цикла терапии плазмой выздоровевших пациентов, содержащей антитела против коронавируса.
Гупта изучил последовательности генома коронавируса, заразившего пациента, и обнаружил, что заражающий штамм SARS-CoV-2, отнесенный к линии 20B, и несущий вариант шипа с опасной мутацией D614G, придающей вирусу более высокую эффективность передачи, приобрел еще несколько мутаций, помогавших вирусу ускользать от специфических антител.
«Мутаций оказалось слишком много, чтобы накопиться при нормальных эволюционных обстоятельствах», — прокомментировал Супотницкий результаты исследований изменений коронавируса в организмах иммунодефицитных больных.
Читайте также: Гладко было на бумаге… Почему вакцины сделали неэффективными