Узбекский студент-юрист рассказал, как остановить лоббирование и монополизм

Илья Репин. Студент-нигилист. 1883
Илья Репин. Студент-нигилист. 1883

Способ помешать государственным чиновникам Узбекистана лоббировать интересы существующих монополий и создавать новые предложил студент-юрист с четвертого курса Ташкентского юридического госуниверситета Умид Гафуров, сообщает 26 февраля электронное издание kun.uz.

«К сожалению, несмотря на отрицательные заключения АМК (Антимонопольного комитета), в большинстве случаев такие проекты всё-таки принимаются. Думаю, для пресечения таких случаев заключение АМК должно иметь не рекомендательный, а обязательный характер. То есть, без положительного заключения АМК проекты нормативно-правовых актов не должны приниматься»,  — высказал своё мнение Гафуров в статье «В защиту честной конкуренции. Как оградить законодательство от лоббирования и монополизма?», опубликованной на сайте kun.uz.

В статье студент-юрист приводит данные, собранные в ходе подготовки курсовой работы по конкурентному праву, для которой он ознакомился с правоприменительной практикой Антимонопольного комитета. Анализ случаев из практики АМК свидетельствует о том, что проблема монополизма в Узбекистане куда шире, чем случай монополии УзАвтоМоторс.

Умид Гафуров заявил, что «некоторые государственные органы (госпредприятия) и должностные лица зачастую ради достижения ведомственных, возможно и личных интересов или лоббирования отдельных интересов предпринимателей готовят проекты правительственных постановлений или президентских указов, которые идут вразрез с антимонопольным законодательством».

В список примеров включения чиновниками в правовые акты пунктов, преследующих цели создания монопольных компаний, назначения хозяйствующих субъектов без проведения тендеров, и предоставления льгот и преференции отдельным хозяйствующим субъектам студент-четверокурсник включил следующие случаи, опубликованные на сайте АМК:

1. Инициатива Минкульта, Минфина, Минтранса и Государственного комитета по развитию туризма создать единый портал по продаже электронных билетов (ЕППЭБ) вместо нескольких, существующих в данное время, и разработанный ими проект постановления Кабмина на эту тему.

2. Инициатива Министерства жилищно-коммунальных услуг и проект соответствующего постановления Кабмина о назначении ООО «Технопарк» главным подрядчиком по замене всех устаревших лифтов на новые в многоквартирных домах страны, и мониторингу лифтового оборудования и оказания диспетчерских услуг.

3. Предложение Минсельхоза и проект соответствующего постановления Кабмина о создании государственного унитарного предприятия «Агросервис Оператор», которое будет заниматься реализацией целевых программ, направленных на устойчивое развитие садоводства и виноградарства.

4. Проект указа Министерства инвестиций и внешней торговли о создании внешнеторговой компании АО «Uzintertrade», которой хотят предоставить право заниматься экспортом монопольной продукции, скупкой для экспорта товаров местных предпринимателей и ремесленников без уплаты НДС, предоставлением посреднических услуг и т. д.

Все эти случаи предполагают создание новых монополистов, от которых будет страдать весь народ.

А вот случаи обхода тендера:

1. Государственный налоговый комитет разработал проект постановления президента, о разработке Национальной информационной системы (НИС) «Асл белгиси» и её технического обслуживания на основе договора государственно-частного партнерства с ООО «CRPT TURON», заключенного в результате прямых переговоров.

2. Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам разработал проект Закона «О недрах», где право пользования участками недр будет выдаваться на основании заявления заинтересованного лица по результатам прямых переговоров.

3. Хокимият Сурхандарьинской области разработал проект постановления Кабмина, о предоставлении контракта по очистке русла реки Сурхандарья без проведения конкурса трем компаниям: ООО «SURXON TEKSTIL TOLA», ООО «BOTIR ALI» и ООО «SHO’RCHI SHAG’AL SAVDO».

4. Ассоциация «Узэлтехсаноат» разработала проект постановления Кабмина, предусматривающий предоставление ей исключительного права самостоятельно выбирать способы закупки товаров (работ, услуг) при строительстве и оснащении Центра, создаваемого на базе данной компании.

5. Ассоциация текстильной промышленности «Узтекстильпром» разработала проект постановления Кабмина «О государственной поддержке аграрного сектора сельхозтехникой» о ввозе сельскохозяйственной техники и запасных частей на основании прямых договоров с ООО «Indorama Agro» и OOO «Pahtakor Teh».

А вот примеры предоставление льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам, нарушающие здоровую конкуренция и приводящие к постепенной монополизации рынка:

1. Минздрав инициировал проект постановления Кабмина о предоставлении 29,48 га земельной площади частному Университету AKFA на постоянное пользование на безвозмездной основе.

2. Разработанный АО «Узавтосаноат» проект постановления президента предусматривает предоставление хокимиятом (администрацией) Андижанской области не менее 100 га земли на баланс предприятия, создаваемого в «Саноат хаби», а также освобождение от уплаты компенсации за использование орошаемых земель для несельскохозяйственных нужд.

Умид Гафуров подчеркивает, что на все упомянутые проекты АМК выдал отрицательное заключение, что не помешало принятию большинства из них. Отметив, что это только случаи, официально опубликованные на сайте комитета, автор статьи предполагает, что на практике таких случаев куда больше.

Будущий юрист также предлагает пересмотреть исключения и пробелы в Законе «О государственных закупках», чтобы исключить злоупотребления на практике. В конце статьи он выражает надежду, что «в дальнейшем при разработке проектов нормативно-правовых актов все государственные органы будут исходить исключительно из интересов общества».

Заметим, что в условиях капиталистического общества, абсолютизирующего приоритет получения прибыли, такая надежда похвальна, но не слишком реалистична.