1. Политическая война
  2. Внешняя политика России
Москва, / ИА Красная Весна

Востоковед: новая внешняя политика будет ориентироваться на эффективность

Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1533
Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1533

Внешняя политика должна быть следствием каких-то представлений об общих темах развития, заявил заведующий Центром арабских и исламских исследований Института Востоковедения Василий Александрович Кузнецов 19 апреля в ходе публичной дискуссии по теме «Россия на Ближнем Востоке: обретение стратегии?», организованной Государственным академическим университетом гуманитарных наук (ГАУГН).

Востоковед отметил, что политика России на Ближнем Востоке уже не может оставаться такой, какой она была 10 лет назад. Он подчеркнул, что изменились и позиции России в регионе и сильно ухудшились отношения с Западом. Кроме того, само понятие безопасности, на принципах которой ранее строилась российская политика на Ближнем Востоке, очень серьезно расширилось.

Все это предъявляет России новые вызовы. В том числе необходимость выработки собственной политики в регионе, независимой от Запада, отметил Василий Кузнецов.

Также эксперт подчеркнул, что есть еще один аспект современной международной политики.

«Третий момент, который важен в контексте российской политики на Ближнем востоке. Это — прагматизм и бизнес-ориентированность. Внешняя политика, в том числе на Ближнем Востоке, должна быть следствием каких-то представлений об общих темах развития, — отметил востоковед. — Если это общие цели развития связаны с построением общей экономической системы, развития знания, продолжение процесса модернизации, то вероятно, отношения к политике в регионе должно быть очень прагматично».

Он подчеркнул, что «героический период миновал» и «политика должна быть более скучной». Теперь настал черед подсчетов издержек и возможных прибылей, считает эксперт.

«И, по большому счету, задача на краткосрочную и среднесрочную перспективу состоит в сокращении издержек и преумножении прибыли», — добавил Кузнецов.

В этом случае возможны и новые точки для выстраивания отношений с Западом, потому, что «снижение издержек связано с минимизацией ответственности за некоторые региональные процессы». Такой подход возможен к применению в тех точках, где «Россия не заинтересована заниматься политическим или социальным инжинирингом».