1. Экономическая война
  2. Международные отношения
Москва, / ИА Красная Весна

Вопросы климата в будущем могут определить отношения РФ и ЕС — эксперты

Изображение: (cc0) HypnoArt
Изменение климата
Изменение климата

Условия успешного сотрудничества ЕС и России по климату назвали эксперты Российскогой совета по международным делам (РСМД) в соответствующем докладе, об этом 9 ноября сообщает РБК, в распоряжении которого имеется документ.

Так, Совет подготовил доклад «Отношения России и Европейского союза в области защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата» (есть у РБК). В данном нем рассматриваются вопросы сотрудничества РФ и Европейского союза, проблемы, возникающие в связи с введением Брюсселем трансграничного углеродного регулирования (ТУР) и пути их решения.

Два года назад Европейским союзом был опубликован документ, который получил название «Зелёная сделка». В нём изложен план ЕС по достижению углеродной нейтральности и значительному снижению выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 году. В целях выполнения сделки ЕС был разработан План действий по увеличению органических продуктов питания, План действий по циркулярной экономике и План действий по нулевым выбросам. В июле 2021 года на базе «Зелёной сделки» был принят Европейский климатический закон.

По словам автора доклада программного координатора РСМД Константина Суховерхова, в связи с тем, что данный документ принуждает партнёров Брюсселя к трансформации своих экономик и принятию более радикальных мер по защите окружающей среды, неизбежно возникновение разногласий по этому поводу.

Так, беспокойство в связи с планами Евросоюза высказывают Россия, США, Китай, страны Ближнего Востока и Северной Африки. В самом Брюсселе признают, что сделка несёт геополитические риски, как для самого Европейского союза, так и для его партнеров.

Опасения подобного рода были оформлены в докладе «Геополитика „Зеленой сделки“ ЕС», подготовленным Институтом Брейгеля и Европейским советом по международным делам. В документе подчёркивается, что сделка — это стремление преобразовать европейскую модель экономики и модель потребления.

Это приведёт к основательному изменению энергосистемы ЕС. Кроме того, кардинально изменятся отношения между ЕС и его партнёрами, перераспределятся глобальные политические приоритеты Европы. В конечном итоге — это изменение внешней политики с серьёзными геополитическими последствиями, подчёркивается в докладе.

Суховерхов отмечает, что интересы Российской Федерации напрямую затрагиваются планами Европейского союза. В будущем сделка может ослабить экономические отношения между Брюсселем и Москвой из-за снижения экспорта товаров и сырья. Основной проблемой является трансграничный углеродный механизм (англ. Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), составной частью которого является трансграничный углеродный налог.

Он предполагает, что производители, которые поставляют в ЕС продукцию с высоким углеродным следом, должны будут платить за выбросы парниковых газов при создании их продукции и товаров. Россия считает, что CBAM является мерой поддержки европейской экономики и дополнительным источником дохода для бюджета Евросоюза. По различным оценкам, объём экспорта РФ, подпадающий под действие CBAM, оценивается в сумму около €7 млрд.

Однако проблемы, которые возникают в отношениях Москвы и Брюсселя в связи с климатическими вопросами, может создать для РФ и ЕС новые возможности, стать основой для стабилизации двусторонних отношений, которые сегодня находятся в неудовлетворительном состоянии.

Успешное сотрудничество, по мнению автора доклада, возможно при выполнении четырёх условий. Первое, если диалог будет взаимоуважительным и равным, во-вторых, если ЕС будет взаимодействовать с Россией по вопросам СВАМ и углеродным сертификатам. Третьим условием, как считает Суховерхов, является изменение российского экологического законодательства и углубление сотрудничества в области экологии. Четвёртым условием является компенсация потерь российской экономики от падения экспорта увеличением инвестиций ЕС в экономику РФ.

Как пример, авторы статьи, приводят гипотетически возможный вариант сотрудничества в области производства водорода, где российские технологии более продвинуты, чем европейские. О заинтересованности Евросоюза в общей работе с Россией по экологической проблемам говорил посол ЕС в России Маркус Эдерер, а также послы Франции и Германии Пьер Леви и Геза Андреас фон Гайр в их совместной статье. По словам Эдерера, «озеленение» отношений РФ и Евросоюза может в целом стать важным этапом на пути к их нормализации.