«Как вы работаете? Они же русских сказок не знают»

Книги, литература [Юлия Комбакова © ИА.Красная Весна]
Книги, литература [Юлия Комбакова © ИА.Красная Весна]

О роли литературы в процессе воспитания и ее основополагающем влиянии на формирование человеческой личности, а также о том, что в современных детях трудно, но не невозможно, разбудить живое, осмысленное восприятие литературных произведений, рассказала учитель русского языка и литературы Орловского базового медицинского колледжа Ольга Николаевна Василевская 1 сентября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

— Ольга Николаевна, как Вы считаете, должна ли современная школа заниматься воспитанием? И если должна, то какова в этом роль литературы?

— На эту-то тему у меня точка зрения давно сформировалась. Если хочешь воспитать гражданина, нужно изучать историю, изучать глубоко. Если хочешь человека и гражданина, нужно изучать литературу. Это во-первых. Во-вторых, как бы там ни было, история не всегда говорит правду. История у нас часто трактуется в чьих-то интересах.

— Вы имеете в виду оценку исторических фактов в свете определенной идеологии?

— История часто пишется таким образом, что что-то умалчивается, что-то наоборот... А классическая литература — это та литература, которая не может врать. Например, о Тургеневе всегда говорили, что он опережал свою эпоху, на него часто нападали современники, но он даже своих идеологических оппонентов изображал с необыкновенной правдивостью. Не даром же Пушкин говорил: «Что удрала моя Татьяна? Взяла и вышла замуж». То есть герои живут своей жизнью.

— То есть Вы считаете, что литература, особенно художественная, свободна от того, чтобы, как история, соотносить свои оценки с официальной идеологией?

— Ну, сказать, чтобы свободна... наша литература не всегда была. Но, тем не менее, автору трудно лгать. Настоящему художнику трудно лгать. И поэтому, как бы там ни было, мы читаем художественные произведения, даже те, которые написаны были где-то под заказ, там всё равно правда видна. Когда мы стали читать ту литературу, которая лежала на полках и не публиковалась, она многое открыла, а история нам этого тогда не говорила. Литература формирует личность. Никаким образом нельзя уходить от этого, и мы это поняли уже тогда, когда выводили… ну, не гуманитарные предметы, а воспитание из школ.

— Вы говорите про постсоветский период. Разница стала проявляться в детях?

— В примерах из нашей реальной жизни. Когда деньги заменяют нравственные ценности, выходят на первое место, уходит какая-то идеология, уходят нравственные ценности, на которые можно опереться, тогда их место занимает материальное, и личность начинает деградировать, личность гибнет. Например, не говоря уже про русскую классику, классика западная — «Гобсек». Там яркая личность гибнет под властью денег, которая могла бы реализоваться в самых разных сферах, но просто гибнет... Тело тренируют физические нагрузки, а литература тренирует нашу нравственность, она делает из человека человека.

— А дети как-то изменились?

— Да. Раньше ты говоришь, они слушают, воспринимают, и всё нормально. Сейчас, конечно, куда труднее это делать. Но особенно бывает здорово, когда до них начинает доходить. Когда ты это видишь, когда они начинают понимать, осознавать — эти моменты просто прекрасны. Сейчас, например, я могу перечитывать стихотворение раз, два, до пяти раз иногда, не только классических, но и современных поэтов. Включаем запись, и только на какой-то пятый раз они начинают осмысливать, и вот тут уже загораются глаза, и приходит понимание. Сейчас они другие, восприятие другое. Но пока еще до них доходит. Что будет дальше — не знаю. Мне вот психиатр в этот раз на медосмотре сказал: «Как вы работаете? Они же русских сказок не знают». Но, тем не менее, не скажу, что всё так безнадежно. Осмысленное чтение это труд, а к труду надо приучать. Проделав определенную мыслительную работу, ребята начинают понимать, видеть глубокий смысл, заложенный в небольшом стихотворении. Поэтому пока я еще вижу это, я работаю. А когда перестану, тогда, наверное, нужно уходить.

Напомним, что министр образования Ольга Васильева с момента своего назначения заявляет о том, что воспитание в школе сейчас актуально так же, как и ранее: «По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы. Все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд?»