«Как вы работаете? Они же русских сказок не знают»

Книги, литература [Юлия Комбакова © ИА.Красная Весна]
Весна]ИА.Красная©Комбакова[ЮлиялитератураКниги,
Книги, литература [Юлия Комбакова (с) ИА.Красная  Весна]

О роли литературы в процессе воспитания и ее основополагающем влиянии на формирование человеческой личности, а также о том, что в современных детях трудно, но не невозможно, разбудить живое, осмысленное восприятие литературных произведений, рассказала учитель русского языка и литературы Орловского базового медицинского колледжа Ольга Николаевна Василевская 1 сентября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

— Ольга Николаевна, как Вы считаете, должна ли современная школа заниматься воспитанием? И если должна, то какова в этом роль литературы?

— На эту-то тему у меня точка зрения давно сформировалась. Если хочешь воспитать гражданина, нужно изучать историю, изучать глубоко. Если хочешь человека и гражданина, нужно изучать литературу. Это во-первых. Во-вторых, как бы там ни было, история не всегда говорит правду. История у нас часто трактуется в чьих-то интересах.

— Вы имеете в виду оценку исторических фактов в свете определенной идеологии?

— История часто пишется таким образом, что что-то умалчивается, что-то наоборот... А классическая литература — это та литература, которая не может врать. Например, о Тургеневе всегда говорили, что он опережал свою эпоху, на него часто нападали современники, но он даже своих идеологических оппонентов изображал с необыкновенной правдивостью. Не даром же Пушкин говорил: «Что удрала моя Татьяна? Взяла и вышла замуж». То есть герои живут своей жизнью.

— То есть Вы считаете, что литература, особенно художественная, свободна от того, чтобы, как история, соотносить свои оценки с официальной идеологией?

— Ну, сказать, чтобы свободна... наша литература не всегда была. Но, тем не менее, автору трудно лгать. Настоящему художнику трудно лгать. И поэтому, как бы там ни было, мы читаем художественные произведения, даже те, которые написаны были где-то под заказ, там всё равно правда видна. Когда мы стали читать ту литературу, которая лежала на полках и не публиковалась, она многое открыла, а история нам этого тогда не говорила. Литература формирует личность. Никаким образом нельзя уходить от этого, и мы это поняли уже тогда, когда выводили… ну, не гуманитарные предметы, а воспитание из школ.

— Вы говорите про постсоветский период. Разница стала проявляться в детях?

— В примерах из нашей реальной жизни. Когда деньги заменяют нравственные ценности, выходят на первое место, уходит какая-то идеология, уходят нравственные ценности, на которые можно опереться, тогда их место занимает материальное, и личность начинает деградировать, личность гибнет. Например, не говоря уже про русскую классику, классика западная — «Гобсек». Там яркая личность гибнет под властью денег, которая могла бы реализоваться в самых разных сферах, но просто гибнет... Тело тренируют физические нагрузки, а литература тренирует нашу нравственность, она делает из человека человека.

— А дети как-то изменились?

— Да. Раньше ты говоришь, они слушают, воспринимают, и всё нормально. Сейчас, конечно, куда труднее это делать. Но особенно бывает здорово, когда до них начинает доходить. Когда ты это видишь, когда они начинают понимать, осознавать — эти моменты просто прекрасны. Сейчас, например, я могу перечитывать стихотворение раз, два, до пяти раз иногда, не только классических, но и современных поэтов. Включаем запись, и только на какой-то пятый раз они начинают осмысливать, и вот тут уже загораются глаза, и приходит понимание. Сейчас они другие, восприятие другое. Но пока еще до них доходит. Что будет дальше — не знаю. Мне вот психиатр в этот раз на медосмотре сказал: «Как вы работаете? Они же русских сказок не знают». Но, тем не менее, не скажу, что всё так безнадежно. Осмысленное чтение это труд, а к труду надо приучать. Проделав определенную мыслительную работу, ребята начинают понимать, видеть глубокий смысл, заложенный в небольшом стихотворении. Поэтому пока я еще вижу это, я работаю. А когда перестану, тогда, наверное, нужно уходить.

Напомним, что министр образования Ольга Васильева с момента своего назначения заявляет о том, что воспитание в школе сейчас актуально так же, как и ранее: «По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы. Все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд?»

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER