Красноярск: родителям школьников не нравится ЕГЭ
Свое мнение о проблемах и положительных аспектах современной системы образования высказали жители города Красноярска, сообщает 1 сентября корреспондент ИА Красная весна.
Наш корреспондент посетил несколько школьных линеек проходивших сегодня в школах города Красноярска и попросил родителей и учителей поделиться своим отношением к системе образования, ее проблемам и успехам.
Юрий, отец девятиклассницы из Красноярска, рассказал: «Школа должна дать моему ребенку знания. Это в первую очередь. Но я современной школой скорее недоволен. Поскольку моего ребенка сейчас, в девятом классе, готовят к ЕГЭ. Я его называю угадайка. Оно воспитывает в детях роботов, а не мыслящих людей. Меня беспокоит, что учителя говорят мне, что оказывают образовательную услугу. А образование — это не услуга. Вообще, современное образование воспитывает потребителя, а должно воспитывать Человека. Вот специализация, на мой взгляд, это правильно. Это то, что в современной школе мне нравится».
Сергей, папа из Красноярска: «Когда я учился, другая была школа. Все другое. Программы другие. Но я приверженец старой программы. Она была лучше, интересней, понятнее. Раньше все было понятно: столько яблок у одного,а столько у другого. А сегодня программы другие и не все дети понимают. Все по-другому. Сейчас все современно, можно общаться с учителем в Viber. Мне нравится, что форму ввели. Ушло разное отношение к бедным и богатым ученикам, сейчас ко всем одинаково относятся».
Преподаватель русского языка и литературы из Красноярска, Оксана Анатольевна, рассказала о том, зачем, по ее мнению, нужна школа: «Школа, вместе с родителями, должна обязательно сформировать [у детей — прим. ИА КВ] представление о нравственных основах и помочь наметить стратегические пути. Информацию найти можно где угодно, а вот что искать, для чего искать, зачем искать — это должна дать школа. Смысл жизни, нравственные ориентиры, осознание себя в этом пространстве: культурном, информационном, мировом.»
Высказала педагог и свое отношение к переменам: «Я исхожу из того, что я вижу, я привыкла доверять своим глазам, не паниковать, и все, что от меня зависит, я делаю. Все идет к лучшему. Все перемены — они необходимы и их надо принимать, нельзя закрываться от них. Иначе мы тормозим саму жизнь. А саму жизнь тормозить невозможно. Хотим мы этого или не хотим, надо это все воспринимать разумно, фильтровать. Что очень важно — фильтровать. И вносить свою лепту». «Думай о духовном — материальное приложится» — добавила Оксана Анатольевна.
Владимир и Ирина — родители ученицы четвертого класса, довольны своей школой. Они сами учились здесь и считают, что качество образования не изменилось с тех пор. Однако, по мнению Владимира, «лучше советских программ не существует и сейчас стало хуже. Там какие-то знания давали, а сейчас все вразнобой, отдельно дают». «Мне не нравятся ЕГ.», — рассказала Ирина. — «Идет натаскивание на тесты. А хотелось бы, чтобы они больше писали сочинения, изложения. Мыслили шире, чем тесты. Это я сама стараюсь дать своему ребенку. Но я так поняла, что учиться можно в любой школе — главное учиться. Трудно сделать выбор по специализации ребенка. Может быть, он и может это сделать в 9 классе. Но что касается младших классов, это трудно. Ребенок сам еще не может понять, что ему надо. У него проявляются какие-то особенности в его способностях. Но еще сто раз все поменяется». Семья считает, что «пройдя школу, ребенок должен получить хорошие базовые знания, чтобы в институте ему было легче. Чтобы он умел работать с информацией. Чтобы друзья у него хорошие остались. Учителя должны давать понимание глобального, светлого, о добре. Но одновременно все идет из семьи, и мы делаем здесь все возможное. Я хочу чтобы он пришел в институт и своими знаниями доказал, что он может. Это было бы для меня победой», — подытожила Ирина.
А вот Александр — дедушка. Он привел младшую свою внучку Варвару, и очень доволен учебой своей старшей внучки и младшая идет следом. «Все очень хорошо — я рад. Я хочу, чтобы она получила в школе хорошее образование, знания, воспитание. У нас это все вместе. Она и в семье воспитывается, и в школьном коллективе получает соответствующее развитие. И я хочу, чтобы из нее вышел настоящий гражданин».
Группа мам, стоявшая в сторонке от линейки, поделилась своими переживаниями и проблемами в образовании их детей, с которыми они столкнулись. «Мы волнуемся. ЕГЭ, ОГЭ впереди. В прошлом году дети сдали их неудачно, очень волновались потом и расстроены». Родители связывают это с тем, что программы все время меняются. «Они учились по одной программе, а потом решили, что ЕГЭ надо расширить. А знаний-то нет».
«Я хочу сказать, что мало детям дают знаний, очень мало. Приходится тратить деньги на репетиторов. Преподаватели склонны к тому, чтобы дать задание, рассказать общее, а дальше сами додумывайтесь. Родители пусть помогают. А если не получается, то пусть с репетитором дорабатывают. По математике, физике, русскому, английскому учителя не хотят преподавать. Все сталкивают на плечи родителей, — жалуются мамы. — Историю преподают плохо. Все конспекты да конспеты пишут. На литературе они не написали ни одного сочинения за год в восьмом классе. Это проблема. Они не могут сформулировать и на бумаге изложить свои мысли. Мы нанимали репетитора и целый год с репетитором учились писать изложения и сочинения. Здесь все зависит от того, какой учитель попадется. Советское образование, конечно, было лучше, хором сказали мамы. А сегодня мы играем в игру угадал — неугадал ». «Педагоги говорят, что родители должны воспитывать детей — рассказывает одна из мам. — Наверное, так и есть, родители на первом месте, а школа вторична. Но при этом нормы поведения должны закладываться и школой».
Мама ученицы, Оксана, перевела дочь в новую школу, и ждет знакомства с новыми учителями и условиями обучения ее дочери. На вопрос, может ли она сравнить образование, полученное ею, с тем, что видит сейчас, Оксана ответила: «С нашей системой образования нынешняя вообще несопоставима», — рассказала она. «Мы учились во времена коммунизма. Во времена пионеров и комсомольцев. Сама система образования, на мой взгляд, была гораздо эффективнее, и знали мы гораздо больше. Сейчас система образования заточена по-другому. Детей другие предметы, кроме тех, по которым они планируют сдавать ЕГЭ, которые им понадобятся при поступлении, интересуют в гораздо меньшей степени... Мы сдавали шесть или семь устных экзаменов и при поступлении значение имел средний балл аттестата. Ученику нужно было иметь хорошие оценки по всем предметам, чтобы в итоге бал аттестата был высоким. ЕГЭ не дает ребенку полностью отразить свои знания». «Мы сейчас занимаеся дополнительно с репетитором и самостоятельно, и с педагогами дополнительные занятия берем», — рассказала Оксана, подтвердив мнение многих родителей о том, что школьной работы сегодня зачастую недостаточно для получения качественного образования.
Напомним, что в 2015 году общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» провела опрос общественного мнения о системе образования в России — АКСИО 5. По итогам опроса выяснилось, что большинство родителей и педагогов недовольны нынешней системой образования, считают что школа должна формировать человека-творца, а не потребителя.