1. Реальная Россия
  2. Космические запуски
Долгопрудный, / ИА Красная Весна

Ученые определили окупаемость космической рекламы

Изображение: (сс) Geely
Спутники
Спутники

Потенциальную окупаемость развертывания космических миссий для демонстрации рекламы с помощью небольших спутников — кубсатов, исследовали ученые из Сколковского института науки и технологий и Московского физико-технического института (МФТИ), сообщает 5 октября журнал МФТИ «За науку».

Заказанное рекламодателем изображение на фоне неба можно создать, если оснастить кубсаты отражающими экранами и поместить на специально рассчитанные близкие к друг другу орбиты. С Земли такая группа кубсатов будет видна как яркое созвездие заданной формы.

Команда исследователей создала модель, которая рассчитывает параметры оптимальных орбит, расход спутниками топлива, определяет население целевых городов и цены в них на наружную рекламу, а также учитывает многое другое.

Согласно проведенным расчетам, бюджет взятой для примера рекламной миссии составил десятки миллионов долларов, но тем не менее она может оказаться окупаемой и даже выйти в плюс.

Результаты исследования были представлены в статье «Полеты спутниковой группировки для космической рекламы: от технически осуществимого к экономически целесообразному», опубликованной в журнале Aerospace.

Первый автор статьи, стажер-исследователь Центра системного проектирования Сколтеха Шамиль Биктимиров рассказал:

«Мы не первый год исследуем технические аспекты космической рекламы. На этот раз мы рассмотрели экономическую сторону вопроса. Как ни удивительно, наш анализ показывает, что запуск рекламной миссии из полусотни малых спутников действительно может быть экономически оправдан. Основное значение при этом имеет длительность пребывания группы спутников на орбите и размер территории, с которой видны демонстрируемые изображения».

Ранее коллектив разработал концепт рекламной космической миссии с использованием кубсатов, а также рассмотрел оптимальные орбиты для их группового полета и механизмы перестройки в группе при изменениях изображений.

Комплексная модель, разработанная в новом исследовании, связывает демонстрируемые изображения, наиболее подходящие для них орбиты, размеры отражателей солнечного света и ожидаемое количество просмотров изображений жителями крупных городов, позволяя оптимизировать прибыльность миссии.

«Для анализа экономической целесообразности мы разработали ценовую карту, которая каждому городу, попадающему в зону покрытия формации, ставит в соответствие потенциальную выручку от демонстрации рекламы. Прогнозы выручки основываются на статистических данных о стоимости наружной рекламы в городе, размере населения и факторах, ограничивающих потенциальную аудиторию: облачность, не располагающая к прогулкам холодная погода, распределение жителей города по возрастным группам», — пояснил Биктимиров.

При подсчете необходимого числа показов модель выбирает самый выгодный для демонстраций рекламы город в поле зрения спутников, изображение демонстрируется над ним в течение одной минуты, дальше идет следующий город и так далее.

Выручка от рекламы рассчитывалась исходя из того, что миссии с запуском спутников реализуются в разные месяцы, так как стоимость демонстрации рекламы меняется в течение года. В результате оказалось, что космическая реклама наиболее прибыльна зимой.

При этом численное моделирование спрогнозировало ежедневную выручку космической рекламной миссии в размере до 2 млн долларов, что означает окупаемость такой рекламы за месяц, при том что группа спутников может успешно работать с рекламой вплоть до нескольких месяцев (если не требуется перестраивать изображение), что предполагает возможность выйти в плюс.

В статье исследователи доказывают, что высказываемые противниками такой рекламы типичные опасения, связанные с риском светового загрязнения, при использовании предложенного подхода не оправдываются.

Спутники для демонстрации должны освещаться солнцем, а для наблюдателя с Земли они могут быть видны только после его захода, поэтому в ночное время демонстрация рекламы исключена — изображение будет «включаться» незадолго до восхода или вскоре после заката.

Кроме того, экономическая целесообразность делает такую рекламу применимой лишь для крупных городов, где существует постоянная засветка неба с земли.

Доцент кафедры теоретической механики МФТИ Дмитрий Притыкин рассказал, что их команда давно занимается алгоритмами управления в группах космических аппаратов. Однако ранее они обычно решали научные задачи, например, распределенного измерения геомагнитного поля Земли или регистрацией космических гамма-всплесков, которые также требовали выстраивать группу в определенном порядке.

«В этом проекте, — продолжил рассказ Притыкин, — мы решили отойти от стандартных постановок и поработать с проектом рекламной миссии, который неожиданно превратился в довольно красивую задачу. По мере того как она росла, нам пригодился и наш предыдущий опыт моделирования группировок связи, поскольку модель „видимости изображения с Земли“ и модели плотности населения для оценки сервиса построены на сходных принципах».

Он сообщил, что окупаемость проекта привлекла внимание стартапов, которые задумались о реализации пробной миссии. «Для нас же это исследование — скорее способ отработать наши техники управления группами космических аппаратов, которые, я уверен, нам еще не раз пригодятся в следующих проектах», — пояснил ученый.