Закон об оправданном риске защитит спасателей — МЧС

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Государственная дума
Государственная дума

Введение в закон понятий «оправданный риск» и «крайняя необходимость» дадут спасателям правовую защиту их действий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), 10 марта заявил статс-секретарь — заместитель министра МЧС Алексей Серко в комитете по безопасности Госдумы РФ.

«Законопроект закрепляет понятие „крайняя необходимость“ при проведении аварийно-спасательных работ. Это позволит обеспечить правовую защищенность спасателей при проведении спасательных работ», — подчеркнул Серко.

Поправки в закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматривают, что спасатели и руководители спасательных операций не будут отвечать за причинение ущерба имуществу или здоровью граждан, если их действия производились «в условиях оправданного риска и (или) в состоянии крайней необходимости».

В общем случае законодательство РФ не допускает трудовой деятельности в условиях угрозы для жизни и здоровья. Работа спасателей не может быть регламентирована рамками Трудового закона, считает замглавы МЧС: «Хотя для спасателей предусмотрена специальная подготовка, оснащение и оборудование, реализация особых мер безопасности, тем не менее это не позволяет полностью исключить риски травмирования и гибели».

Серко подчеркнул, что спасатели вынуждены рисковать: «Несмотря на неопределенность степени риска, направление спасателей является единственной возможностью оказать помощь людям и получить объективную информацию о масштабах и развитии ЧС».

Напомним, необходимость принятия поправок в закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» возникла после аварии на шахте «Распадская» в 2010 году. В результате взрывов на шахте в Кемеровской области погиб 91 человек, в том числе 19 горноспасателей.

Руководитель горноспасательных работ Александр Апальков был обвинен в гибели шахтеров, которых не успели спасти горноспасатели, и в гибели спасателей, направлявшихся на ликвидацию аварии. Ему грозило до семи лет лишения свободы. В апреле 2020 года суд закрыл уголовное дело о гибели 91 работника кузбасской шахты «Распадская» по истечению сроков давности.