1. Реальная Россия
  2. Научные достижения
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые выяснили, что почва под асфальтом является токсичной

Изображение: © ИА Красная Весна
Трещина на асфальте
Трещина на асфальте

Почвы «запечатанные» под бетоном и асфальтом накапливают в себе большое количество тяжелых металлов и токсичной органики. Об этом сообщили 3 ноября в пресс-службе Российского научного фонда.

Данное исследование было опубликованы в журнале Environmental Geochemistry and Health. Географы-геохимики из МГУ имени М. В. Ломоносова изучили образцы такой земли в Восточном административном округе Москвы.

Специалисты отметили, что это район с большой концентрацией промышленных предприятий, а уровень покрытия местных грунтов асфальтом и бетоном превышает 70%. Наиболее изолированными от естественного взаимодействия с окружающей средой оказались почвы в промзонах, вблизи дорог и в жилых районах с плотной застройкой.

Почти половину их объема составил строительный и бытовой мусор. Концентрация тяжелых металлов (свинец, сурьма, барий) оказалась превышена в 2-4 раза от допустимых гигиенических норм. Почти десятикратно было превышено содержание бенз (а)пирена и нефтепродуктов. Также специалисты выявили защелачивание и низкое содержание органического углерода.

Исследователи отметили, что в таких условиях в «запечатанную» почву через трещины в асфальте просачиваются различные загрязнители. Но из-за недостатка в ней кислорода, распад этих вредных веществ замедляется. Поэтому они годами копятся, достигая опасных концентраций.

«Если по той или иной причине эти грунты будут раскрыты, накопившиеся в них загрязняющие вещества с водой и пылью распространятся в округе, увеличивая и без того большую нагрузку на организм местных жителей», — рассказала доктор географических наук, профессор кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ Наталья Кошелева.

«Потребуется ремедиация, то есть очистка и восстановление свойств. Наше исследование — еще одна иллюстрация того, насколько важно снижать запечатанность почв в городе», — заключила она.

Для снижения антропогенных изменений предлагается вместо асфальта укладывать плитку или камень. Увеличение проницаемости улучшит влаго- и теплообмен, позволит нейтрализовать часть загрязнителей почвы.