Антикор Казахстана выявил причину взяточничества среди чиновников

Марк Шагал. Иллюстрация к Мертвым душам. Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу. 1927
Марк Шагал. Иллюстрация к Мертвым душам. Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу. 1927

Основной причиной коррупции среди государственных служащих в Казахстане является то, что государственные институты играют в экономике значительную роль. Об этом 21 июля заявил глава агентства по противодействию коррупции в республике Алик Шпекбаев во время заседания коллегии ведомства по итогам полугодия.

«В Казахстане одним из ключевых экономических факторов коррупции, без сомнения, является все еще сохраняющаяся значительная доля государства в экономике», — заявил чиновник.

Шпекбаев отметил, что предприятия, управляемые чиновниками «особой эффективностью не блещут да и нередко попадают в коррупционную сводку».

По мнению главы ведомства, восстановления экономики Казахстана возможно добиться только после принятия комплексных мер, направленных «на масштабную либерализацию государственного регулирования на основе принципов максимальной свободы предпринимательства и конкуренции».

«Создание комфортной среды для ведения бизнеса — это стратегическая задача, в том числе с точки зрения антикоррупционной политики», — заключил глава ведомства.

Напомним, во время расширенного заседания правительства, прошедшего 10 июля, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что запущенные некогда государством проекты Государственно-частного партнерства показали свою полную несостоятельность. «На практике единая система планирования, отчетности и учета, жесткой ответственности госорганов и генподрядчиков отсутствует. Работа региональных комиссий по местному содержанию зачастую ведется „для галочки“. Бизнес не знает объемы планируемых работ, номенклатуру необходимых товаров», — подчеркнул Токаев.

Комментарий редакции

«Создание комфортной среды для ведения бизнеса» и передача крупных предприятий в руки так называемых эффективных менеджеров стали основными инструментами разрушения не только промышленности, но и системы социального обеспечения населения всех постсоветских республик.

Однако «песни» реформаторов о том, что бизнесмен является более эффективным управленцем, чем государственный служащий, всегда звучат лишь для того, чтобы протолкнуть очередную программу приватизации государственных предприятий.

Можно с большой долей вероятности утверждать, что в основе коррупции лежит представление нечистоплотных чиновников о том, что они являются бизнесменами. Чиновник-бизнесмен, являющийся руководителем предприятия, реализует основную цель бизнесмена — самообогащение.

Почему цель максимально быстрого обогащения должна исчезнуть после того, как предприятием перестанет руководить чиновник-бизнесмен, которого в случае выхода за рамки всегда можно сменить, а станет руководить просто бизнесмен, не ограниченный никакими рамками, непонятно.