Экс-министр Латвии объяснил восхваление Ваффен СС невоспитанностью
Негодным воспитанием и противоречием Европе и миру обусловил экс-министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс заявление главы Минобороны Артиса Пабрикса о гордости латышского народа и государства легионерами Ваффен СС, 6 октября в эфире радио Baltkom.
«Наверное, копаться в прошлом и выставлять людей, которые в принципе трагичные личности в истории, героями — это очень плохое воспитание и очень плохой пример школьникам. И это показывает, что Латвия не идет в ногу с Европой, с миром», — сказал Юрканс.
Одновременно он возмутился и позицией по этому вопросу главы Латвии: «Президент, у которого тоже еврейская кровь, хоть он бы возмутился „Как же так!“. Ведь сколько тысяч евреев погибло в Латвии, да и не только евреев, но и цыган, а также умственно отсталых людей. Около 100 тысяч человек. Ну так выступи и скажи правду…»
Напомним, 27 сентября министр обороны Латвии Артис Пабрикс, выступая на мероприятиях в честь 75-летия боев в Моренской волости, назвал латышских легионеров Ваффен СС гордостью республики и всего латышского народа.
Также напомним, Латышский легион СС был сформирован по личному распоряжению Генриха Гиммлера 24 марта 1943 года и состоял из двух дивизий и полицейских батальонов, выполнявших карательные функции на оккупированной нацистами территории СССР. Первое столкновение легиона с Красной армией произошло у реки Великой возле города Остров Псковской области 16 марта 1944 года.
Оправдать героизацию нацистов официальными лицами Латвии всего лишь плохим образованием и непониманием позиции Европы по этому вопросу вряд ли возможно. Господин Артис Пабрикс не только экс-министр иностранных дел (2004–2007 годы), министр обороны (уже второй раз) и евродепутат (с 2014 года), но и лидер партии «Развитию/За!», набравшей на выборах в Сейм Латвии более 100 тысяч голосов.
То есть, человек хорошо информированный как о нынешних европейских трендах, так и о внутренних запросах электората. Подобный демарш скорее всего направлен как раз на «правильное» восприятие истории у подрастающего поколения и на закрепление «освободительного», «героического» облика эсэсовцев в государственной мифологии. Особенно в свете европейского тренда на умаление роли Советского Союза в победе над нацизмом.